Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2010 по делу n А68-2701/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

30 августа 2010 года

Дело № А68-2701/10

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 года.

Постановление в полном объеме изготовлено  30 августа 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                           Дайнеко М.М.,

судей                                                         Рыжовой Е.В.,

         Волковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

                                                                   Давыдовой О.А.,

с участием в судебном заседании:

от заявителя (администрация МО Алексинский район):

Ворогущиной О.Е. – представителя по доверенности от 04.06.2010 № 24;

от ответчика (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области):

Боевой А.В. – представителя по доверенности № 01-30/71АГ от   23.01.2009 (т.2, л.д. 120);

от третьего лица (ИП Цеханский А.Е.):

не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 по делу № А68-2701/10 (судья Андреева Е.В.), принятое по заявлению администрации Муниципального образования Алексинский район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, третье лицо: ИП Цеханский А.Е., о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 21.01.2010 г. №285 на нежилое встроенное помещение и обязании ответчика зарегистрировать договор аренды,

установил:

администрация Муниципального образования Алексинский район (далее – администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее – управление) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 21.01.2010 г. №285 на нежилое встроенное помещение, общей площадью 18,3 кв.м., расположенное по адресу: Тульская область, г.Алексин, ул.Санаторная, д.9, обязав ответчика осуществить государственную регистрацию договора аренды данного недвижимого имущества.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 требования заявителя удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, основаниями для отказа в государственной регистрации послужило отсутствие кадастрового паспорта сдаваемого в аренду помещения, а также то, что сообщение о проведении конкурса не соответствовало решению Собрания представителей МО Алексинский район от 28.05.2009 №5(5).7 «Об утверждении порядка проведения аукционов и конкурсов по продаже права аренды движимого и недвижимого муниципального имущества МО Алексинский район».

ИП Цеханский А.Е., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился, представителей не направил.

Представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель заявителя возражал против доводов жалобы, считая принятое решение законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ИП Цеханского А.Е., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

По результатам конкурса 21.01.2010 между МО Алексинский район (Арендодатель) и Цеханским А.Е. (Арендатор) заключен договор аренды №285 недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а именно: нежилого встроенного помещения, общей площадью 18,3 кв.м., образованного помещениями №1 и №2 согласно экспликации к поэтажному плану. Договором установлен срок аренды - 5 лет.

Указанное помещение передано Цеханскому А.Е. по акту приема-передачи от 21.01.2010г.

25.01.2010г. Цеханский А.Е. обратился в Алексинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды №285 от 21.01.2010 на указанное помещение, расположенное по адресу: Тульская область, г.Алексин, ул.Санаторная, д.9.

20.02.2010г. государственная регистрация вышеуказанного договора Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее по тексту – регистрирующий орган) была приостановлена в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств наличия оснований для проведения государственной регистрации и отсутствием кадастрового паспорта.

25.03.2010г. Управление Росреестра по Тульской области отказало администрации МО Алексинский район и Цеханскому А.Е. в государственной регистрации договора аренды №285 недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, от 21.01.2010г. на нежилое встроенное помещение, общей площадью 18,3 кв.м. расположенного по адресу: Тульская область, г.Алексин, ул.Санаторная, д.9, по следующим основаниям: не представлен кадастровый паспорт сдаваемого в аренду помещения; информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды нежилого объекта недвижимости, опубликованное 25.11.2009г. в газете «Алексинские вести», не содержало сведений о техническом состоянии недвижимого муниципального имущества, сдаваемого в аренду, размере ежегодной арендной платы, месте, дате, времени проведения торгов, порядке ознакомления претендентов с технической документацией и фактическим состоянием недвижимого муниципального имущества, сдаваемого в аренду; не указаны условия (ограничения) по использованию сдаваемого в аренду муниципального имущества, что не соответствует требованиям п.2.2 решения Собрания представителей МО Алексинский район от 28.05.2009г. №5(5).7 «Об утверждении порядка проведения аукционов и конкурсов по продаже права аренды движимого и недвижимого муниципального имущества МО Алексинский район» и п.2 ст.448 ГК РФ.

Посчитав указанный отказ необоснованным, администрация МО Алексинский района Тульской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды и обязании регистрирующего органа осуществить государственную регистрацию прав по указанному договору аренды.

Основания для регистрации права установлены ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации).

Согласно приведенной норме (здесь, и далее – Закон о регистрации приведен в редакции, действовавшей на день подачи документов на госрегистрацию, – 25.01.2010) основанием для государственной регистрации являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Поскольку спорный договор аренды отвечает требованиям законодательства, предъявляемым к подобного рода сделкам, то он является основанием для государственной регистрации права.

Заинтересованное лицо ссылается на нарушение правил организации торгов, предшествовавших совершению сделки.

Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Из приведенной нормы следует, что заключенный по результатам торгов договор соответствует закону и действителен до тех пор, пока торги не будут признаны недействительными судом.

Поскольку торги никем не оспорены, то договор аренды соответствует требованиям закона, в связи с чем доводы заинтересованного лица о незаконности указанного договора отклоняются.

По мнению заинтересованного лица, заявителем не представлен полный пакет документов для государственной регистрации права, так как на регистрацию не был представлен кадастровый паспорт на объект аренды.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заинтересованным лицом для обозрения из материалов регистрационного дела был представлен технический паспорт первого этажа здания №9 по ул. Санаторной города Алексин Тульской области.

Из указанного паспорта следует, что передаваемое по договору аренды помещение площадью 18,3 кв. м, образованное из помещений  №1 и №2 (7,8 и 10,5 кв. м. соответственно), является частью первого этажа здания №9 по ул. Санаторной города Алексин Тульской области.

Поскольку иных помещений №1 и №2, образующих помещение площадью 18,3 кв. м, в указанном кадастровом паспорте нет и технический паспорт содержит описание сдаваемого в аренду помещения, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что сдаваемый в аренду объект индивидуально определен.

Согласно п. 10 ст. 33 Закона о регистрации кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

В соответствии со ст. 17 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Таким образом, по смыслу ст. 17 в ее взаимосвязи со ст. 33 Закона о регистрации представление кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества не требуется, если в материалах регистрационного дела имеется технический паспорт, содержащий описание данного объекта недвижимого имущества. Дополнительных требований к описанию этого имущества и документам, содержащих это описание, закон (на день подачи документов на регистрацию) не устанавливал.

Поскольку в материалах регистрационного дела на день подачи документов на госрегистрацию имелся документ, содержащий описание объекта аренды, то, в силу приведенных норм, для регистрации права не требовалось представления регистрирующему органу кадастрового паспорта.

Таким образом, доводы заинтересованного лица о неполноте представленных на госрегистрацию документов не принимаются судом в связи с их противоречием требованиям ст. 17 Закона о регистрации.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 20 Закона о регистрации и является исчерпывающим.

Поскольку заявителем на регистрацию представлен полный пакет документов, по форме и содержанию соответствующих требованиям законодательства, то регистрирующий орган, в настоящем случае, необоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права аренды.

По смыслу ст. 17 и ст. 20 Закона о регистрации при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Поскольку оснований для отказа в государственной регистрации нет, то отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права не соответствует требованиям ст. 17 и ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции, действовавшей на день подачи документов на госрегистрацию.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции регистрирующий орган сослался на п.1.2 ст. 20 Закона о регистрации прав, не допускающий регистрацию права на неучтенные объекты.

Суд апелляционной инстанции на основании ст. 4 ГК РФ отклоняет ссылку регистрирующего органа на указанную норму, поскольку она введена в действие после подачи заявителем документов на регистрацию и не применяется к отношениям, возникшим до введения ее в действие.

Исчерпывающий перечень оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции установлен ст. 270 АПК РФ.

Поскольку оснований для отмены обжалуемого решения нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Тульской области от 22.06.2010 по делу № А68-2701/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

             М.М. Дайнеко

 

Судьи

    Е.В. Рыжова

 

 

       Ю.А. Волкова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2010 по делу n А68-2948/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также