Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2010 по делу n А09-3038/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

16 августа 2010 года

                                                              Дело № А09-3038/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей Байрамовой Н.Ю., Заикиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу первого заместителя прокурора Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2010 по делу №  А09-3038/2010 (судья Азаров Д.В.), принятое по иску первого заместителя прокурора Брянской области к 1) ОАО «Брянские коммунальные системы», 2) МУП «Мглинское ЖКХ» о признании недействительным договора теплоснабжения,

при участии в судебном заседании:

от истца (заявителя): Сударчиковой Л.В. – заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Тульской области;

от ответчика ОАО «Брянские коммунальные системы»: Башкатовой И.М. – представителя по доверенности № 184 от 15.062009;

от ответчика МУП «Мглинское ЖКХ»: не явился, извещен надлежаще,

установил:

 

первый заместитель прокурора Брянской области обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу (далее – ОАО) «Брянские коммунальные системы» и муниципальному унитарному предприятию (далее – МУП) «Мглинское ЖКХ» о признании договора энергоснабжения тепловой энергией № 142-07071003 от 07.12.2009 недействительным в части горячего водоснабжения.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 21 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на нарушение норм материального права, первый заместитель прокурора Брянской области обратился в апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.

Заявитель жалобы указывает на то, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ссылаясь на постановление Правительства РФ №306 от 23.05.2006, которым утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указывает, что тариф на горячую воду применяется в руб./куб.м. Полагает, что исчисление стоимости горячей воды в оспариваемом договоре в Гкал, а не в руб./куб.м., приводит к применению иных формул при расчете за поставленную горячую воду.

В судебном заседании представитель истца изложил доводы апелляционной жалобы, поддержал ее в полном объеме, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт.

Представитель ответчика ОАО «Брянские коммунальные системы» не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик МУП «Мглинское ЖКХ», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд представителя не направил.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителя неявившегося лица.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

07 декабря 2009 года между ОАО «Брянские коммунальные системы» (ресурсоснабжающая организация) и МУП «Мглинское ЖКХ» (потребитель) заключен договор энергоснабжения тепловой энергией № 142-07071003, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома согласованное количество тепловой энергии, а потребитель оплачивает ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенным настоящим договором.

В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Договор энергоснабжения является разновидностью договора купли-продажи.

Статьей 465 ГК РФ предусмотрено, что количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.

В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров.

Таким образом, положения статии 465 ГК РФ применяются к договору энергоснабжения.

В силу п. 1 ст. 541 ГК РФ количество тепловой энергии является существенным условием договора энергоснабжения тепловой энергией. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, при этом в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно установил, что количество тепловой энергии, поставляемой для отопления и горячего водоснабжения жилого фонда, определяется договором в соответствующих единицах измерения, при этом объемы потребления для населения не лимитируются.

Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 28.12.09 г. № 24/6-т для ОАО «Брянские коммунальные системы» с 01.01.10 г. установлен единственный тариф на тепловую энергию для всех потребителей Брянской области в размере 1224,72 руб. за 1 Гкал без НДС.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" тепловая энергия - это товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления).

Характеристиками горячей воды как теплоносителя является расход и температура.

Таким образом, установив, что единицей измерения горячей воды, поставляемой ОАО «Брянские коммунальные системы» является 1 Гкал, суд апелляционной инстанции сделал верный вывод о том, что использование этой единицы измерения при определении количества и стоимости товара в договоре не нарушает как прав и законных интересов сторон договора, так и публичных интересов.

Кроме того, тарифа за 1 куб. м. горячей воды для ОАО «Брянские коммунальные системы» не установлено.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Брянские коммунальные системы», являясь энергоснабжающей организацией, в рамках осуществления данных функций производит и передает тепловую энергию.

В связи с изложенным довод заявителя о том, что ОАО «Брянские коммунальные системы» нарушает права и законные интересы абонента, является несостоятельным.

Как следует из материалов дела, дома, указанные в договоре № 142-07071003 от 07.12.2009, не снабжены приборами учета.

В соответствии с постановлением администрации Мглинского муниципального района №1027 от 30.12.2009 года установлен норматив потребления по горячему водоснабжению в размере 0,1425 Гкал на 1 человека в месяц. Данная величина определяет расход тепловой энергии для подогрева определенного количества холодной воды. Количество тепловой энергии, требуемой жилому дому на горячее водоснабжение за месяц, определяется путем умножения количества человек, пользующихся горячей водой, на норматив потребления по горячему водоснабжению. При фактических расчетах между энергоснабжающей организацией и абонентом данная величина корректируется в зависимости от количества человек, фактически пользующихся горячей водой в расчетном периоде по данным абонента.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а в случаях наделении законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, - органы местного самоуправления.

Статьей 5 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» на органы местного самоуправления возложена обязанность устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к таким тарифам в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на горячую воду.

Пунктом 47 названного постановления предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Письмом Минрегионразвития Российской Федерации от 02.05.2007 № 8166/РМ/07 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги» разъяснено, что тарифы организаций коммунального комплекса на холодную воду, горячую воду и водоотведение согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"  регулируют (устанавливают) органы местного самоуправления, а в случаях, указанных в части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, - соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» разработаны «Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

В силу пункта 48 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520,  тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации". При этом стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.

Таким образом, ОАО «Брянские коммунальные системы» определяет стоимость оказанных услуг исходя из стоимости установленного в кубических метрах (литрах) норматива потребления.

Действующим законодательством определено, что норматив потребления по горячей воде устанавливается в кубических метрах. Однако это не исключает применение в расчетах и других единиц измерения, в основе которых лежат те же кубические метры теплоносителя.

Учитывая изложенное и принимая во внимание отсутствие нарушения прав и законных интересов участников спорного договора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанное истцом несоответствие условий спорного договора текстовым формулировкам Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг не является нарушением этих правил по сути, и как следствие, отказал в удовлетворении исковых требований.

Кроме того, апеллянт, указывая на применение иных формул при расчете за поставленную горячую воду, ссылается на Правила № 306 от 23.05.2006г., указывая, что в них тариф на горячую воду определен в руб./куб.м. Между тем, стороны договора не являются лицами, устанавливающими как числовой показатель тарифа, так и его метрическую составляющую. Тариф за 1 куб.м горячей воды для ОАО «Брянские коммунальные системы» уполномоченным органом не установлен. Использование же сторонами тарифов, не утвержденных уполномоченным органом является недопустимым. Отсюда следует, что апеллянт, усмотрев несоответствие в примененных уполномоченным органом единицах измерения тарифа, не оспаривая самого тарифа, заявляет о недействительности договора с применением данного тарифа, что приводит стороны договора в правовой тупик, связанный с невозможностью оформления договорных отношений пока уполномоченным органом не будет установлен тариф в соответствующих единицах измерения.

В связи с изложенным выводы суда области соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, оснований к отмене принятого по делу решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы, который от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Брянской области от 21 июня 2010 года по делу №А09-3038/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий судья

 

             М.В. Каструба

 

Судьи

 

 

             Н.Ю. Байрамова

 

             Н.В. Заикина

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2010 по делу n А09-7556/09. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также