Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу n А68-936/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

22 июля 2010 года

Дело №А68-936/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  19 июля 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  22 июля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Стахановой В.Н., Полынкиной Н.А.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей   Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области 

на решение  Арбитражного суда Тульской области 

от 07.04.2010 по делу № А68-936/2010  (судья Андреева Е.В.)

по заявлению ООО «Агентство недвижимости «Эстейт» 

к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области 

3-е лицо: МУП «Тульский городской центр градостроительства и землеустройства»

о признании незаконным решения,

при участии: 

 

от  заявителя: Чепнышева В.В. директора, 

от ответчика: Кузнецовой И.В. по доверенности,

от 3-го лица: Хаита М.А. по доверенности, 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Агентство недвижимости «Эстейт» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением   к Департаменту имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в размещении офисного здания по улице Пролетарской в торце жилого дома № 38 г. Тулы и обязании Департамента принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта по указанному адресу

Решением Арбитражного суда Тульской  области от 07.04.2010 требования удовлетворены.

Департамент обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для частичной отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.

Как установлено судом, 26.02.2008 Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы подготовлено градостроительное заключение № 49 о возможности и условиях подготовки акта о выборе земельного участка для строительства офисного здания по ул. Пролетарской в торце жилого дома № 38 в Пролетарском районе г. Тулы.

20.06.2008 г. после согласования с УГИБДД УВД Тульской области и Управлением Роспотребнадзора по Тульской области подписан акт о выборе земельного участка, согласно которого допустимо использование земельного участка согласно прилагаемой схеме земельного участка на кадастровой карте территории №@32885/22.06.2009, площадью 1055 кв.м. для размещения административного здания.

Информирование населения о предполагаемом строительстве проведено в газете «Тула» 11.12.2008.

Постановлением администрации г. Тулы от 15.07.2009г. № 2080 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул. Пролетарской в Пролетарском районе г. Тулы» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории №@32885/22.06.2009, площадью 1055 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тулы) по ул. Пролетарской для строительства Обществом административного здания и определен разрешенный вид использования земельного участка - административное здание.

12.10.2009 Общество обратилось в администрацию Тульской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта недвижимости - офисного здания по улице Пролетарской в торце жилого дома №38 г. Тулы с приложением соответствующих документов.

Письмом от 16.11.2009 № 65-к-21/74/3-6540и Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области отказал Обществу  в предварительном согласовании места размещения объекта по ул. Пролетарской, д.38 г. Тулы, указав, что в состав сформированного для строительства земельного участка вошла часть земельного участка, расположенного за красными линиями, т.е. земли общего пользования, которые не подлежат приватизации согласно ст.85 Земельного кодекса РФ.

Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

- без предварительного согласования мест размещения объектов,

- с предварительным согласованием мест размещения объекта.

Пунктом 5 названной статьи установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии с пунктом 5 статьи 31 данного Кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В силу пункта 6 названной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта, которое является основанием последующего принятия в соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Как установлено судом, постановлением администрации г. Тулы от 15.07.2009              № 2080 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории по ул.Пролетарской в Пролетарском районе г.Тулы» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории №@32885/22.06.2009, площадью 1055 кв.м, расположенного на землях населенного пункта (г.Тулы) по ул.Пролетарской, испрашиваемого Обществом для строительства административного здания на основании акта о выборе земельного участка для строительства от 15.07.2009г.

Необходимые согласования в государственных и муниципальных органах заявителем получены.

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Как следует из оспариваемого отказа, единственным основанием для его принятия послужило то обстоятельство, что в состав сформированного для строительства земельного участка вошла часть земельного участка, расположенного за красными линиями.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное обстоятельство  не могло являться основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта.

В силу  п.11 ст.1 ГрК РФ под красными линиями понимаются  линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно ст. 41 ГК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий (ч.1 ст. 43 ГК РФ).

В соответствии с  ч. 4 ст. 43 ГК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе:

- красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;

- линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

- границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства.

В составе проекта межевания территории осуществляется подготовка градостроительного плана земельного участка, в котором также указываются минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Таким образом, ГрК РФ предусмотрено, что объекты капитального строительства должны размещаться в пределах красных линий, однако  прямого запрета на временное размещение некапитальных объектов за пределами красных линий данный акт не содержит.

Как усматривается из стройгенплана, эскизного проекта, схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, суд делает вывод о том, что за пределами красных линий предполагается размещение строительных вагончиков, строительного крана и других вспомогательных объектов, в то время  как основное здание, предполагаемое к строительству, размещается в пределах красных линий.

Таким образом, при утверждении представленного Обществом  акта выбора земельного участка для строительства административного здания законодательство не будет нарушено.

В своей апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку предварительное согласование места размещения объекта  является основанием для последующего заключения договора аренды, то предварительно согласованный и переданный в аренду земельный участок в этих же границах должен будет предоставлен  в аренду заявителю. 

В последующем, собственник земельного участка будет в порядке ст. 36 ЗК РФ иметь право на приватизацию указанного участка в полном объеме, а поскольку часть данного участка является территорией общего пользования, будет осуществлена приватизация указанной части участка, что прямо запрещено ст. 85 ЗК РФ.   

Данный довод не может быть принят судом во внимание ввиду следующего.

Правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды.

То есть, в случае предварительного согласования места размещения объекта  земельный участок предоставляется в аренду исключительно для строительства.

При этом положения ст. 85 ЗК РФ не содержат запрета на предоставление в аренду земельных участков общего пользования.

Порядок предоставления земельного участка в собственность субъекту земельных правоотношений в порядке ст. 36 ЗК РФ регулируются иными нормами земельного законодательства, и зависит от волеизъявления собственника объекта недвижимости, расположенном на данном земельном участке.

При этом площадь земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации такого объекта недвижимости  будет определяться самостоятельно по правилам ст. 36 ЗК РФ с учетом норм ст. 33 ЗК РФ. 

Кроме того, в порядке ст. 36 ЗК РФ земельный участок, необходимый для размещения и эксплуатации объекта недвижимости, может быть предоставлен в аренду, а не собственность заявителю.

В любом случае, все вышеуказанные обстоятельства могут иметь место в будущем и в настоящее время не могут служить основанием для отказа в предварительно согласовании места размещения объекта.

Административный орган в своем отказе сослался также на положения ст.85 Земельного кодекса РФ, запрещающие приватизацию земель общего пользования.

Суд считает данную ссылку ответчика несостоятельной, т.к. порядок предоставления земельного участка в собственность субъекту земельных правоотношений регламентируется иными нормами земельного законодательства и зависит от волеизъявления данной стороны.

Таким образом, решение Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области об отказе ООО «Агентство недвижимости «Эстейт» в размещении офисного здания по ул.Пролетарской, д.38 г.Тулы является незаконным, поскольку не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО «Агентство недвижимости «Эстейт».

Таким образом, оспариваемый отказ правомерно признан судом первой инстанции незаконным.

Вместе с тем, в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя суд обязал Департамент принять решение о предварительном согласовании места размещения офисного здания по ул. Пролетарской, в торце жилого дома №38 города Тулы, утвердив акт выбора земельного

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу n А68-667/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также