Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу n А23-239/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/аДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 02 июля 2010 года Дело №А23-239/2010А-9-26
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Стахановой В.Н., Тучковой О.Г., по докладу судьи Игнашиной Г.Д., при ведении протокола судьей Игнашиной Г.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. на решение Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 по делу № А23-239/2010А-9-26 (судья Храпченков Ю.В.) по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. к главе администрации муниципального района Медынский район Калужской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, при участии:
от заявителя: Ивановой А.В., от ответчика: не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ: дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 13.04.2010. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Алёна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального района «Медынский район», выразившегося в том, что после получения заявления от 25.08.2009 № 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, то есть не совершены действия, указанные в п.11.4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Медынский район», утвержденного решением Районного Собрания муниципального района «Медынский район» № 95 от 20.04.2006 и ч.3 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ). В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район», изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка (с учетом уточнения). Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 в удовлетворении требований отказано. Заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ. Как установлено судом, 27.04.2009 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова А.В. обратилась к главе администрации муниципального района «Медынский район» Козлову Н.В. с заявлением, в котором просила рассмотреть возможность предоставления ей в собственность земельного участка площадью 20 га для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определив в заявлении место такого участка, а также основные виды деятельности. В письме за №732 от 29.05.2009 в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка отказано со ссылкой на отсутствие в указанном в заявлении месте свободных земель сельскохозяйственного назначения. После получения ответа прокурора Медынского района в письме от 07.08.2009 № 38ж-2009 заявитель вновь обратилась к главе Администрации с заявлением от 25.08.2009 о предоставлении ей в собственность земельного участка за плату или бесплатно для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства из свободных земель фонда перераспределения, указав следующие виды деятельности: птицеводство, рыбоводство и экологический туризм. Письмом № 1321 от 26.09.2009 ответчик указал заявителю на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009, обоснования размеров земельного участка и необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства. Полагая, что после получения заявления от 25.08.2009 № 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюдены требования, предъявляемые ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ к заявлениям о предоставлении земельных участков, вследствие чего у ответчика не имелось оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка. Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям. В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. В соответствии со ст. ст. 34, 29 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон). Согласно п. 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков. В силу п.3 названной нормы орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.5). Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (п.6). Исходя из положений статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ, после поступления заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления в течение 14 дней обязан принять решение о предоставлении земельного участка либо отказать в предоставлении земельного участка. При этом из акта органа местного самоуправления должно прямо и однозначно следовать, какое именно решение им принято. Как следует из письма № 1321 от 26.09.2009, ответчик указал заявителю на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009, обоснования размеров земельного участка и необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства. То есть данное решение не является ни решением о предоставлении земельного участка, ни решением об отказе в его предоставлении, поскольку данным письмо заявителю лишь указывается на имеющиеся в его заявлении несоответствия законодательству. Таким образом, ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. решения о предоставлении земельного участка либо отказа в предоставлении земельного участка, что не соответствует положениям ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ. Данное бездействие также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку препятствует своевременному рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка для осуществления экономической деятельности. С учетом всего вышеизложенного оспариваемое бездействие подлежит признанию незаконным как противоречащее ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ и нарушающее права и законные интересы заявителя в экономической сфере. При этом суд отмечает, что Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Медынский район», утвержденное Решением Районного Собрания муниципального района «Медынский район» № 95 от 20.04.2006, на которое ссылается заявитель, в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку испрашиваемый участок подлежит выделению из земель, находящихся в государственной собственности, в то время как указанное положение регулирует исключительно порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район», изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав заявителя в рассматриваемом случае будет являться обязание ответчика в четырнадцатидневный срок с момента принятия судебного акта рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ. При этом суд полагает необходимым отметить следующее. Обязание органа местного самоуправления изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка возможно только в том случае, если судом признан незаконным отказ ответчика в предоставлении земельного участка. В рассматриваемом же случае имело место бездействие органа местного самоуправления по нерассмотрению по существу заявления Ивановой А.В. Результатом рассмотрения данного заявления может являться как принятие решения о предоставлении земельного участка, так и принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка. При этом суд не вправе предопределять, какое именно решение будет принято ответчиком, поскольку согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Обязание ответчика предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район» может иметь место только в том случае, если заявитель обращался с такой просьбой в орган местного самоуправления, но ему было отказано, поскольку суд, в силу ст.ст. 4, 27, 198 АПК РФ, защищает только реально нарушенные какими-либо действиями органов местного самоуправления права заявителей. Доказательств того, что заявитель обращался к ответчику с заявлением о предоставлении указанной выше информации, а ответчик ему отказал, суду не представлено. Поскольку жалоба заявителя удовлетворена, с ответчика в пользу заявителя подлежит взысканию 300 рублей судебных расходов. Государственная пошлина в размере 1800 рублей, уплаченная по квитанции от 28.12.2009, подлежит возврату из федерального бюджета. Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 по делу № А23-239/2010А-9-26 отменить. Требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009, решения о предоставлении земельного участка либо отказе в предоставлении земельного участка. Обязать главу администрации муниципального района Медынский район Калужской области в четырнадцатидневный срок с момента принятия настоящего постановления рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ. Взыскать с главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. 300 рублей судебных расходов. Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. из федерального бюджета 1800 рублей, уплаченных по квитанции от 28.12.2009. Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок. Председательствующий Г.Д. Игнашина Судьи В.Н. Стаханова
О.Г. Тучкова Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу n А62-489/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|