Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу n А23-239/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

02 июля 2010 года

Дело №А23-239/2010А-9-26

 

Резолютивная часть постановления объявлена  29 июня 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  02 июля 2010 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего             Игнашиной Г.Д.,

судей                                               Стахановой В.Н., Тучковой О.Г.,

по докладу судьи                          Игнашиной Г.Д.,

при ведении протокола судьей   Игнашиной Г.Д.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В.

на решение  Арбитражного суда Калужской области

от 13.04.2010 по делу № А23-239/2010А-9-26 (судья Храпченков Ю.В.)

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В.

к главе администрации муниципального района Медынский район Калужской области

о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

при участии:

 

от  заявителя: Ивановой А.В.,

от ответчика: не явились, извещены надлежаще,

 

УСТАНОВИЛ:

дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 13.04.2010.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова Алёна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации муниципального района «Медынский район», выразившегося в том, что после получения заявления от 25.08.2009 № 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, то есть не совершены действия, указанные в п.11.4.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Медынский район», утвержденного решением Районного Собрания муниципального района «Медынский район» № 95 от 20.04.2006 и ч.3 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Федеральный закон № 74-ФЗ).

В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район», изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка (с учетом уточнения).

Решением Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 в удовлетворении требований отказано.

Заявитель  обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу п.4 ч.1 ст. 270 АПК РФ.

Как установлено судом, 27.04.2009 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Иванова А.В. обратилась к главе администрации муниципального района «Медынский район» Козлову Н.В. с заявлением, в котором просила рассмотреть возможность предоставления ей в собственность земельного участка площадью 20 га для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, определив в заявлении место такого участка, а также основные виды деятельности.

В письме за №732 от 29.05.2009 в предоставлении испрашиваемого ею земельного участка отказано со ссылкой на отсутствие в указанном в заявлении месте свободных земель сельскохозяйственного назначения.

После получения ответа прокурора Медынского района в письме от 07.08.2009        № 38ж-2009 заявитель вновь обратилась к главе Администрации с заявлением от 25.08.2009 о предоставлении ей в собственность земельного участка за плату или бесплатно для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства из свободных земель фонда перераспределения, указав следующие виды деятельности: птицеводство, рыбоводство и экологический туризм.

Письмом № 1321 от 26.09.2009 ответчик указал заявителю  на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009,     обоснования     размеров    земельного    участка и     необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства.

Полагая, что после получения заявления от 25.08.2009 № 981-И о предоставлении земельного участка не был в месячный срок изготовлен и утвержден проект границ этого участка или же принято решение об отказе в выделении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюдены требования, предъявляемые ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ к заявлениям о предоставлении земельных участков, вследствие чего у ответчика не имелось оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка.

Суд апелляционной инстанции не может согласится с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

В соответствии со ст. ст. 34, 29 Земельного кодекса РФ, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон).

Согласно п. 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В силу п.3  названной нормы орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п.5).

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (п.6).

Исходя из положений статьи 12 Федерального закона № 74-ФЗ, после поступления заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления в течение 14 дней обязан принять решение о предоставлении земельного участка либо отказать в предоставлении земельного участка.

При этом из акта органа местного самоуправления должно прямо и однозначно следовать, какое именно решение им принято.

Как следует из письма  № 1321 от 26.09.2009, ответчик указал заявителю  на отсутствие в заявлении, поданном 25.08.2009,     обоснования     размеров    земельного    участка и необходимость предоставления бизнес-плана по расширению крестьянского фермерского хозяйства.

То есть данное решение не является ни решением о предоставлении земельного участка, ни решением об отказе в его предоставлении, поскольку данным письмо заявителю лишь указывается на имеющиеся в его заявлении несоответствия законодательству.

 Таким образом, ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. решения о предоставлении земельного участка либо отказа в предоставлении земельного участка, что не соответствует положениям ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

Данное бездействие также нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, поскольку препятствует своевременному рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка для осуществления экономической деятельности.

С учетом всего вышеизложенного оспариваемое бездействие подлежит признанию незаконным как противоречащее  ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ и нарушающее права и законные интересы заявителя в экономической сфере.

При этом суд отмечает, что Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Медынский район», утвержденное Решением Районного Собрания муниципального района «Медынский район» № 95 от 20.04.2006, на которое ссылается заявитель, в рассматриваемом случае неприменимы, поскольку испрашиваемый участок подлежит выделению из земель, находящихся в государственной собственности, в то время как указанное положение регулирует исключительно порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В целях устранения указанных нарушений заявитель просил предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район», изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав заявителя в рассматриваемом случае будет являться обязание ответчика в четырнадцатидневный срок с момента принятия судебного акта рассмотреть заявление  главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные  ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

При этом суд полагает необходимым отметить следующее.

Обязание органа местного самоуправления изготовить и утвердить проект границ испрашиваемого земельного участка возможно только в том случае, если судом  признан незаконным отказ ответчика в предоставлении земельного участка.

В рассматриваемом же случае имело место бездействие органа местного самоуправления по нерассмотрению по существу  заявления Ивановой А.В.

Результатом рассмотрения данного заявления  может являться как принятие решения о предоставлении земельного участка, так и принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка.

При этом суд не вправе предопределять, какое именно решение будет принято ответчиком, поскольку согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Обязание ответчика предоставить ему сведения о наличии свободных земель в фонде перераспределения земель на территории муниципального района «Медынский район» может иметь место только в том случае, если заявитель обращался с такой просьбой в орган местного самоуправления, но ему было отказано, поскольку суд, в силу ст.ст. 4, 27, 198 АПК РФ, защищает только реально нарушенные какими-либо действиями органов местного самоуправления права заявителей.

Доказательств того, что заявитель обращался к ответчику с заявлением о предоставлении указанной выше информации, а ответчик ему отказал, суду не представлено.

Поскольку жалоба заявителя  удовлетворена, с ответчика  в пользу заявителя подлежит взысканию  300 рублей судебных расходов.

 Государственная пошлина в размере 1800 рублей, уплаченная по квитанции от 28.12.2009, подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Калужской области от 13.04.2010 по делу № А23-239/2010А-9-26  отменить.

Требования главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области, выразившееся в непринятии в течение четырнадцати дней с момента получения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009, решения о предоставлении земельного участка либо отказе в предоставлении земельного участка.

Обязать главу администрации муниципального района Медынский район Калужской области в четырнадцатидневный срок с момента принятия настоящего постановления рассмотреть заявление  главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. от 25.08.2009 и совершить действия, предусмотренные  ст. 12 Федерального закона № 74-ФЗ.

Взыскать с главы администрации муниципального района Медынский район Калужской области в пользу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В. 300 рублей судебных расходов.

Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ивановой А.В.  из федерального бюджета 1800 рублей, уплаченных по квитанции от 28.12.2009.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                              Г.Д.  Игнашина

Судьи                                                                                                            В.Н. Стаханова

                                                                                        

                                                                                                                       О.Г. Тучкова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу n А62-489/2010. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также