Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу n А09-212/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

30 июня 2010 года

    Дело № А09-212/2010 

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный  суд в составе:

председательствующего      Полынкиной Н.А.,

судей                                      Тиминской О.А., Стахановой В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,

при участии:

от заявителя: Фролов П.В. – представитель по доверенности от 10.09.2009                 № 17-66юр, паспорт 15 02 № 490132, Каменько А.И. – представитель по доверенности от 26.01.2009 № 17-06юр,

от ответчика: Сергиенко О.С. – ведущий специалист-эксперт отдела правового, кадрового, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Тульской области по доверенности от 29.06.2010 № ВК-32/46, паспорт 7099 № 065992,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Брянской области от 16 марта 2010 года по делу № А09-212/2010 (судья Малюгов И.В.),

установил:

 закрытое акционерное общество «Мальцовский портландцемент» (далее – ЗАО «Мальцовский портландцемент», общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) об оспаривании постановления № 09-01-01/8а-1 о назначении административного наказания от 10.12.2009.

Принятым по делу решением от 16.03.2010 заявленные требования удовлетворены, постановление Росприроднадзора от 10.12.2009 № 09-01-01/8а-1 признано незаконным и отменено.

Не согласившись  с указанным решением, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, шлак конвертерный является не сырьем, как указал суд в своем решении, а отходом производства и потребления, который образуется в народном хозяйстве. Следовательно, ЗАО «Мальцовский портландцемент» осуществляет ввоз отхода – шлак конверторный, с последующим размещением для дальнейшего использования при производстве цемента, на собственной территории, в отсутствие учета получаемых от ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» отходов и утвержденных в установленном порядке лимитов размещения на данный вид отходов, тем самым ЗАО «Мальцовский портландцемент» нарушает требования ст. 18 и ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

 Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской  области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.07.2009 административным органом проведена плановая проверка соблюдения обществом требований и условий осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.

В ходе проверки, проводившейся в присутствии начальника отдела экологии, охраны труда и промышленной безопасности и начальника санитарно-промышленной лаборатории общества, установлено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, о чем составлен акт проверки от 30.07.2009 № 6.

Усмотрев в действиях заявителя признаки состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, административный орган составил протокол № 09-01-02/8п-3 об административном правонарушении от 21.10.2009.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 10.12.2009 Росприроднадзором вынесено постановление № 09-01-01/8а-1 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с принятым административным органом постановлением, ЗАО «Мальцовский портландцемент» обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что получаемый обществом от ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» шлак конвертерный является сырьем и используется в производственной деятельности. Кроме того, административным органом не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих об осуществлении обществом деятельности по обращению с отходами, в ходе которой допущены нарушения действующего законодательства.

Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы Арбитражного суда Брянской области законными и обоснованными, исходя из следующего.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

Частью 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ предусматривается, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в указанном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Закона № 89-ФЗ).

ЗАО «Мальцовский портландцемент» имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов № ОТ-08-000597 (32) сроком действия до 11.12.2013, выданную Управлением Ростехнадзора по Брянской области.

Лицензия определяет все виды отходов, обращение с которыми производит заявитель.

Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 08.05.2009) «Об экологической экспертизе» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в частности материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В заключении № 28 экспертной комиссии по материалам обоснования получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов ОАО «Мальцовский портландцемент», выданном 30.09.2008 Государственной экологической экспертизой Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области, указано, что предприятие использует в качестве корректирующей добавки шлак конвертерный, в качестве активной минеральной добавки шлак гранулированный доменный, которые являются вторичным сырьем.

Согласно государственному стандарту ГОСТ 25916-83 «Ресурсы материальные вторичные. Термины и определения» и межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» вторичное сырье – вторичные материальные ресурсы, которые в настоящее время могут повторно использоваться в народном хозяйстве.

В целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, в который шлак конвертерный не включен.

Как следует из материалов дела, у заявителя имеются технические условия ТУ 14-106-348-98 на шлак, получаемый в кислородно-конвертерных цехах ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и используемый при производстве цементов, сертификат, санитарно-эпидемиологическое заключение, которым удостоверяется, что продукция шлак конвертерный соответствует санитарным правилам «Нормы радиационной безопасности» НРБ -99, ГОСТ 30108-94.

Как следует из представленных по запросу суда первой инстанции пояснений ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», шлак конвертерный для производства строительных материалов является продукцией ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», производимой согласно ТУ 14-106-593-99, и предназначен для производства цементов. Таким образом, получаемый обществом от ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» шлак конвертерный является сырьем и используется заявителем в производственной деятельности.

Кроме того, согласно письму ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» от 22.01.2010 адресованному ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ групп», шлак конвертерный для производства строительных материалов производят в цехах по переработке металлургических шлаков в соответствии с требованиями ТУ 14-106-593-99.

В соответствии с вышеуказанным, для ЗАО «Мальцовский портландцемент» шлак конвертерный является сырьем. Обращения с ним как с отходом производства не происходило. Следовательно, требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обществом не нарушались.

В силу вышеуказанных обстоятельств довод апелляционной жалобы о том, что шлак конвертерный является не сырьем, а отходом производства и потребления, который образуется в народном хозяйстве, необоснован и не принимается во внимание, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16 марта 2010 года по делу № А09-212/2010 оставить без  изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                  Н.А. Полынкина

Судьи                                                                                               О.А. Тиминская

                                                                                                          В.Н. Стаханова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу n А09-3176/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также