Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 по делу n А23-801/10А-11-32. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

09 июня 2010 года

 Дело № А23-801/10А-11-32

Резолютивная часть постановления объявлена  04 июня 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  09 июня 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Полынкиной Н.А.,

судей                                  Дорошковой А.Г., Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,

при участии: 

от заявителя: Горелова Е.А. – начальник отдела по доверенности от 29.12.2009  № 04-05/1545, удостоверение УР № 479482,

от ответчика: Рзаев В.В. – директор, протокол от 01.01.2010 № 2, паспорт 29 05  № 093163; Селезнева О.Е. – представитель по доверенности от 04.06.2010, паспорт 29 03 № 759539; Степанова О.В. – представитель по доверенности от 04.06.2010, паспорт 14 05 № 647664,

рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29 марта 2010 года по делу № А23-801/10А-11-32 (судья Егорова В.Н.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Московской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Шамкир» (далее – ООО «Шамкир», общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Принятым по делу решением заявленные требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, Межрайонная ИФНС России № 21 по Московской области обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, привлечь ООО «Шамкир» к административной ответственности. При этом налоговый орган указывает на допущенное судом нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном применении судом норм Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с положениями которого как плановые, так и внеплановые проверки подлежат проведению в отношении конкретных организаций. По мнению заявителя жалобы, проверка, проведенная 04.02.2010 и 11.02.2010, не является проверкой деятельности ООО «Шамкир», а является общей проверкой, проводимой на территории Можайского района Московской области, так как налоговый орган не располагал информацией об осуществлении ООО «Шамкир» деятельности в г. Можайске.

Кроме того, инспекция считает, что, привлекая ООО «Шамкир» к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, факт совершения которого подтвержден актом проверки от 11.02.2010, протоколом об административном правонарушении от 26.02.2010 и другими доказательствами, она действовала в пределах своей компетенции, предусмотренной КоАП РФ и постановлением Правительства РФ от 30.09.2004         № 506 «Об утверждении Положения о федеральной налоговой службе».

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не установлено.

Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, 11.02.2010 Межрайонной ИФНС России № 21 по Московской области проведена проверка соблюдения законодательства на территории Можайского района Московской области, в ходе которой установлено, что в доме № 6 по ул. Мира в г. Можайске ООО «Шамкир», в нарушение ст.ст. 5, 14, 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без лицензии, порядок выдачи которой определен Правительством Российской Федерации.

По факту выявленного правонарушения 26.02.2010 госналогоинспектором отдела оперативного контроля Черным А.А. в отношении ООО «Шамкир» составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ заявление о привлечении Общества к административной ответственности направлено в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что проверка в отношении ООО «Шамкир» проведена с грубым нарушением Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», выразившимся в нарушении сроков проведения проверок, которые в соответствии с требованиями настоящего закона должны проводиться не чаще одного раза в три года, тогда как в отношении ООО «Шамкир» налоговым органом было проведено две проверки в течение недели.

Суд апелляционной инстанции считает данные выводы арбитражного суда первой инстанции законными и обоснованными, исходя из следующего.

Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон N 294-ФЗ) предусмотрены принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Как установлено судом первой инстанции, налоговым органом по вопросу соблюдения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» была проведена проверка ООО «Шамкир» 04.02.2010, что подтверждается протоколом осмотра территорий, помещений, документов, предметов и актом проверки организатора азартных игр.

Вторая проверка проведена 11.02.2010, в ходе которой составлены протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов и акт проверки организатора азартных игр. За основу составления протокола об административном правонарушении взяты результаты второй проверки.

Документы по проведенным проверкам содержат одну и ту же информацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Согласно пункту 1 указанной статьи предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, не чаще чем один раз в три года может быть проведена плановая проверка конкретным органом государственной власти на предмет соблюдения требований законодательства в определенной сфере в пределах компетенции указанного органа.

Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2009 № Д05-1476 разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. При этом основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Учитывая, что предметы плановой проверки при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в каждом конкретном случае различны, плановые проверки юридического лица и индивидуального предпринимателя проводятся не чаще одного раза в три года каждым органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно материалам дела плановая проверка ООО «Шамкир» проведена 04.02.2010 и 11.02.2010, то есть с нарушением установленного законом срока периодичности проведения проверок.

Довод налогового органа о том, что проверка, проведенная 04.02.2010, не являлась проверкой деятельности конкретно ООО «Шамкир», а являлась общей проверкой, проводимой на территории Можайского района Московской области, так как налоговый орган не располагал информацией об осуществлении ООО «Шамкир» деятельности в г. Можайске, не может быть принят во внимание в силу следующих обстоятельств.

Как следует из акта проверки организатора азартных игр от 04.02.2010, данный акт составлен в отношении ООО «Шамкир» по результатам проведения проверки на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В этот же день был составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов в помещении, в котором осуществлялась деятельность ООО «Шамкир».

На основании поручения № 2 от 11.02.2010, предписывающего должностным лицам налогового органа провести проверку соблюдения требований ряда законодательных актов на территории Можайского района (без указания в нем наименования конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверке), 11.02.2010 была проведена повторная проверка ООО «Шамкир», о чем составлен соответствующий акт, содержащий те же самые сведения, что и ранее составленный акт от 04.11.2010.

Ссылка налоговой инспекции на то, что необходимость повторной проверки была вызвана тем, что изначально инспекцией не планировалось проведение проверки именно в отношении ООО «Шамкир», поскольку на налоговом учете в Можайском районе это общество не состояло, во внимание судом не принимается. Уже на момент проверки 04.02.2010 инспекцией было установлено, кем и какая осуществляется деятельность в проверяемом помещении, и отсутствие сведений о постановке ООО «Шамкир» на налоговый учет не препятствовало по результатам проверки возбудить дело об административном правонарушении при обнаружении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Необходимости в проведении повторной проверки, цель и основания проведения которой были аналогичны тем, что и при первичной проверке, не имелось, поскольку никаких иных обстоятельств, отличных от указанных в акте 04.02.2010, налоговым органом не зафиксировано. 

В соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9, пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.

В данном случае судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что поскольку не истек срок с момента проведения последней плановой проверки по соблюдению законодательства о лицензировании, у налогового органа отсутствовали правовые основания для проведения следующей плановой проверки. Указанные обстоятельства относятся к грубым нарушениям и не могут служить доказательствами нарушения ООО «Шамкир» законодательства Российской Федерации в сфере осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано судом правомерно.

Кроме того, необходимо отметить, что на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции срок для привлечения общества к административной ответственности истек.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Калужской области от 29 марта 2010 года по делу № А23-801/10А-11-32 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий                                                                         Н.А. Полынкина

Судьи                                                                                                      А.Г. Дорошкова

                                                                                                                 Е.Н. Тимашкова

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2010 по делу n А54-7770/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также