Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А38-399/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир
29 мая 2009 года Дело № А38-399/2009 Резолютивная часть постановления изготовлена 28.05.2009. В полном объеме постановление изготовлено 29.05.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н., судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2009, принятое судьей Вопиловским Ю.А. по заявлению индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 19.01.2009 № 88-08/89 о привлечении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Оренбургской таможни. Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили. Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил: индивидуальный предприниматель Калашникова Ирина Викентьевна (далее – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл (далее – управление, административный орган) от 19.01.2009 № 88-08/89 о привлечении индивидуального предпринимателя Калашниковой Ирины Викентьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 105 000 рублей. Решением суда от 19.03.2009 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда в части основания отмены и признания незаконным оспоренного постановления и принять по делу новый судебный акт. По мнению управления, вывод суда об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения является неправомерным. В связи с выводом суда о том, что валютная операция, осуществленная заявителем, не запрещена в силу статьи 6 Федерального закона № 173-ФЗ, постановление управления подлежало отмене по основанию отсутствия события административного правонарушении согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил. Оренбургская таможня заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц. Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Марий Эл в отношении предпринимателя в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 23.07.2004 внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004. Управлением проведена проверка соблюдения предпринимателем актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В ходе административного расследования установлено, что в Оренбургской таможне 25.01.2008 в режиме экспорта задекларирован для вывоза в Республику Казахстан на имя Хайдаровой Аккенже пиломатериал хвойных пород из сосны обыкновенной, доска обрезная на сумму 140 000 рублей. При таможенном декларировании заявлены документы, подтверждающие сведения на вывозимый декларантом товар – квитанции к приходному кассовому ордеру предпринимателя Калашниковой И.В. от 20.01.2008 № 21 о принятии денежных средств за пиломатериал в сумме 140 000 рублей, накладная предпринимателя от 20.01.2008 № 18 на отпуск товара, счет-фактура от 20.01.2008 № 18. Управление пришло к выводу, что при продаже товара нерезиденту предприниматель не выполнил обязанность, установленную пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2006 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» о произведении расчетов при осуществлении валютной операции через банковский счет в уполномоченном банке. Действия предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – осуществление незаконной валютной операции. По результатам проверки управление в отношении предпринимателя составило протокол об административном правонарушении от 16.01.2009, приняло постановление от 19.01.2008 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 105 000 рублей. Посчитав незаконным указанное постановление, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд. Суд первой инстанции на основании статей 1, 6, части 2 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2006 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2009 № 12089/08 пришел к выводу, что валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса. Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения исходя из следующего. Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2006 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа. На основании пункта 1 части 1 статьи 1 Закона валютой Российской Федерации признаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, средства на банковских счетах и в банковских вкладах. В соответствии с пунктами 6, 7 части 1 статьи 1 Закона иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, являются нерезидентами. В связи с изложенным получение предпринимателем от иностранного гражданина в счет передачи последнему товаров наличных денежных средств в валюте Российской Федерации является валютной операцией. Исходя из части 1 статьи 15.25 Кодекса под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, совершаемые с нарушением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Следовательно, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, равно как и операции, не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса. В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на получение физическим лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, от нерезидента наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве платы за передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. На основании статьи 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом, к которым названная операция не относится, в связи с чем она является операцией, разрешенной валютным законодательством. Порядок осуществления такой валютной операции, а также требования об использовании специального счета при ее совершении также не установлены. В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона в случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с названным Законом, валютные операции осуществляются без ограничений. Таким образом, является правомерным вывод суда о том, что валютная операция, совершаемая при получении российским физическим или юридическим лицом от иностранного гражданина либо организации в счет передачи товаров, выполнения работ, оказания услуг наличных денежных средств в валюте Российской Федерации, не запрещенная законом и не ограниченная требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса. Довод управления о необходимости изменения решения суда в части основания отмены постановления административного органа не является правомерным. Административное правонарушение имеет состав, который включает: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Объективная сторона правонарушения выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования, при отсутствии действия или бездействия виновного лица отсутствует событие правонарушения, что, в свою очередь, означает отсутствие и самого состава правонарушения. Суд в соответствии с положениями пункта 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении, установив отсутствие события административного правонарушения, правомерно на основании пункта 1 статьи 24.5 Кодекса установил наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Арбитражный суд Республики Марий Эл не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта. Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Руководствуясь статьями 266 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.03.2009 по делу № А38-399/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья М.Н. Кириллова
Судьи М.Б. Белышкова
Т.В. Москвичева Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А43-4349/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|