Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2007 по делу n А39-4711/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                                                    дело № А39-4711/2006

25 июня 2007 года

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2007

Постановление в полном объеме изготовлено 25.06.2007

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей   Москвичевой Т.В., Кузнецова В.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановой А.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 6 по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2007, принятое судьей Насакиной С.Н. по заявлению Федерального государственного учреждения «Исправительная колония № 14» о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №  6 по Республике Мордовия.

При участии в судебном заседание представителей :

Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №14»-Налиткина С.В. по доверенности от 29.12.2006 сроком действия до 30.12.2007;

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №6 по Республике Мордовия- не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом- уведомление № 9663;

Выслушав представителя Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №14», исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Федеральное государственное учреждение «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту - ФГУ ИК-14, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о  признании недействительным решения налогового органа №91 от 11.08.2006  в части привлечения к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в размере  62734 рублей 36 копеек, штрафа за неуплату налога на прибыль  в размере 14662 рублей 64 копеек  и предложения уплатить 313671 рубль 80 копеек-  налог на добавленную стоимость, 48400 рублей 27 копеек- пени по данному налогу, 66225 рублей 16 копеек-  налог на прибыль организаций и 15131 рубль 74 копейки- пени по налогу. От ранее заявленных требований в остальной части учреждение отказалось.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2007  заявленные учреждением требования удовлетворены: признан недействительным подпункт 1.2 пункта 1 резолютивной части решения №91 от 11.08.2006 Межрайонной инспекции ФНС №6 по Республике Мордовия в части привлечения учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания 62734 рублей 36 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость, признан недействительным подпункт 1.3 пункта 1 резолютивной части решения №91 от 11.08.2006 Межрайонной инспекции ФНС №6 по Республике Мордовия как несоответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации, признан недействительным подпункт «а» пункта 2.1 резолютивной части решения №91 от 11.08.2006 Межрайонной инспекции ФНС №6 по Республике Мордовия в части предложения Федеральному государственному учреждению уплатить 77397 рублей налоговых санкций, признан недействительным подпункт «б» пункта 2.1 резолютивной части решения №91 от 11.08.2006 Межрайонной инспекции ФНС №6 по Республике Мордовия в части  предложения учреждению  уплатить 313671 рубль 80 копеек налога на добавленную стоимость и 66225 рублей 16 копеек налога на прибыль организаций. В остальной части производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым судебным актом,  Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 6 по Республике Мордовия обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель апелляционной жалобы указывает, что  деятельность  входящего в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации учреждения по реализации продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным в силу статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также  Приказа №205 от 03.11.2005 «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» является исполнением государственной функции исправительного учреждения и не относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, так как  не преследует в качестве основной цели- извлечение прибыли и не соответствует определению предпринимательской деятельности по смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, в рассматриваемом случае отсутствовал наличный расчет с покупателями, являющийся основанием для использования системы единого налога на вмененный доход. Суд неправильно применил нормы материального права, что повлекло за собой принятие незаконного и необоснованного решения.

В судебное заседание представитель налогового органа не явился. В своем заявлении просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Представитель учреждения возражал против удовлетворения апелляционной жалобы инспекции, считая решение суда законным и обоснованным.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права  проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262,266- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции на усматривает правовых оснований для признания апелляционной жалобы налогового органа обоснованной, а решения суда первой инстанции- подлежащим отмене, с учетом следующего.

В соответствии с пунктом I статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

На территории Республики Мордовия единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности введен Законом Республики Мордовия от 28.11.2002г. №53-3 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

В пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ и в статье 2 Закона РМ от 28.11.2002г. №53-3 перечислены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В частности, к таким видам деятельности относится розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

В соответствии со статьей 346.27 Налогового кодекса РФ розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.

В силу абзаца второго пункта 3 статьи 50 Гражданского Кодекса РФ некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которых они созданы, и соответствующую этим целям. Статьей 298 ГК РФ предусмотрено, что учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право ему предоставлено учредительными документами.

Согласно пункту 1.7 Положения о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония №14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» заявитель вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенные законом,  при этом занятие предпринимательской деятельностью осуществляется лишь постольку, поскольку это необходимо для решения поставленных перед ним задач и не запрещено законом.

Статьей 14 Закона РФ от 21.07.93г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждениям, исполняющим наказания, предоставлено право осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности  для  обеспечения жизнедеятельности учреждений.

Согласно пункту 1 Положений о внебюджетной деятельности ФГУ ИК -14, утвержденных приказами №39 от 21.01.2004г. и №4 от 11.01.2005г., целью внебюджетной деятельности Учреждения является обеспечение социальной защиты личного состава и улучшение условий содержания спецконтингента. В качестве одного из видов внебюджетной деятельности предусмотрена реализация товаров через магазин (пункт 4 Положения).

Статьей 88 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

В силу статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Установлено, что налоговый орган в период с 20.03.2006 по 30.03.2006 произвел выездную налоговую проверку учреждения по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в части правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и страховых взносов на ОПС, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на землю, налога на имущество за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.

По результатам мероприятий налогового контроля 14.07.2006 составлен Акт выездной налоговой проверки учреждения, на основании которого руководителем инспекции принято Решение№91 от 11.08.2006 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе, за неуплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль. Учреждению предложено уплатить в бюджет штраф, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и соответствующие пени.

В ходе проверки установлено, что в проверяемый период учреждение осуществляло розничную продажу товаров осужденным через магазин (с площадью торгового зала не превышающей 150 квадратных метров), расположенный на территории исправительного учреждения. Оплата за товары производилась за счет денежных средств, находящихся на лицевых счетах осужденных, по их заявлениям.

Довод инспекции о том, что торговля не является розничной, поскольку расчеты осуществлялись в безналичной форме, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу специфики деятельности исправительных учреждений приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости через розничную торговую сеть за наличный расчет невозможно в силу положений статьи 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка исправительных учреждения( утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 №205).

Таким образом,  законным и обоснованным является вывод суда о том, что учреждение в проверяемый период осуществляло предпринимательскую деятельность в форме  розничной  торговли, подпадающей под обложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В силу пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

В связи с этим   предъявление налоговым органом  учреждению к уплате налога на добавленную стоимость в размере 313671 рубля 80 копеек , налога на прибыль организаций в размере  66225 рублей 16 копеек , пеней по налогу на добавленную стоимость в размере-  48400 рублей 27 копеек , пеней по налогу на прибыль -15131 рубля 74 копеек, а также привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания 77397 рублей штрафа за неуплату указанных сумм налогов является неправомерным.

В данном случае учреждением обоснованно представлялись декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й кварталы 2005 года и доказательства их направления 19.02.2007г. в адрес налогового органа.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела,  выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основанием  для отмены судебного акта, не допущено. 

Апелляционная жалоба инспекции  признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам инспекции налоговым органом дана надлежащая оценка и они  отклонены судом. Оснований для признания их обоснованными суд апелляционной инстанции также не усматривает.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации   с налогового органа подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 1 000 руб.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.02.2007 по делу № А39-4711/2006 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 6 по Республике Мордовия оставить  без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации №6 по Республике Мордовия ( Мордовия, п.Зубова Поляна, ул.Новикова-Прибоя,д.8 ) государственную пошлину в доход государства в размере 1 000  ( одна тысяча)  руб.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А. Захарова

Судьи

Т.В. Москвичева

В.И.Кузнецов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2007 по делу n А43-2791/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также