Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 по делу n А43-30991/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                            

22 апреля 2009 года                                             Дело № А43-30991/2008-1-458

Резолютивная часть постановления объявлена 16.04.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 22.04.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аксон»

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009

по делу № А43-30991/2008-1-458,

принятое судьей Мустафаевым Г.И.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аксон»

о признании недействительным уведомления Министерства здравоохранения Нижегородской области от 21.11.2008 № 315-02-03-19/412, незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении лицензии, об обязании Министерства здравоохранения Нижегородской области устранить допущенные нарушения,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Аксон» – не явились (уведомление № 34661);

от Министерства здравоохранения Нижегородской области - не явились (уведомление № 34662),

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Аксон» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным уведомления Министерства здравоохранения Нижегородской области (далее - Министерство) от 21.11.2008 № 315-02-03-19/412, незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе по виду работ (услуг) «психиатрия», об обязании Министерства устранить допущенные нарушения при лицензировании деятельности Общества, а также признать (подтвердить) право Общества на получение в установленном порядке лицензии на медицинскую деятельность по «психиатрии».

Решением от 18.02.2009 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении требований, придя к выводу о правомерности оспариваемого отказа Министерства.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению, и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Общества, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 № 5489-1, Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30, не содержат норм, ставящих в зависимость оказание медицинской помощи по психиатрии от организационно-правовой формы медицинской организации или от ее формы собственности.

Общество считает, что часть 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не может применяться, как противоречащая вышеназванным Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без их участия.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом первой инстанции, 25.08.2008 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении ему лицензии на медицинскую деятельность, в том числе по виду работ (услуг) «психиатрия».

09.10.2008 уведомлением №  315-02-03-19/328 Министерство отказало Обществу в предоставлении указанной лицензии.

24.10.2008 Общество вновь обратилось в Министерство с заявлением, указав на необоснованность сделанных им выводов.

Уведомлением от 21.11.2008 № 315-02-03-19/412 Министерство со ссылкой на часть 3 статьи 16 и часть 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» повторно отказало Обществу в предоставлении лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе по виду работ (услуг) «психиатрия», по заявленным последним адресам.

Посчитав уведомление не соответствующим действующему законодательству, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001               № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность, в том числе оказание услуг по психиатрии, подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предусмотрен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30.

В соответствии с пунктом 2 данного Положения лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации установлены Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», который в силу пункта 1 его статьи 3 распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации.

Частью 3 статьи 16 указанного Закона определено, что организация оказания психиатрической помощи осуществляется федеральными специализированными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и специализированными медицинскими учреждениями субъектов Российской Федерации.

По смыслу указанной нормы психотерапевтическая медицинская помощь, психиатрическая специализированная медицинская помощь могут быть организованы в учреждениях здравоохранения, в частности, в поликлиниках, больницах, диспансерах и т.д.

В силу пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» психиатрическую помощь оказывают государственные, негосударственные психиатрические и психоневрологические учреждения и частнопрактикующие врачи-психиатры, имеющие лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следовательно, психиатрическую помощь могут осуществлять только те юридические лица, которые созданы в форме учреждений.

Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Поскольку заявитель имеет организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью, он не может осуществлять психиатрическую помощь и, соответственно, к нему не применяются требования, установленные Законом Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении Обществу соответствующей лицензии не противоречит вышеназванным правовым нормам.

Апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства, удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Нижегородской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный  суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.02.2009 по делу № А43-30991/2008-1-458 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аксон» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Смирнова

 

Судьи

В.Н. Урлеков

Е.А. Рубис

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2009 по делу n А43-30513/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также