Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А39-3548/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 27 февраля 2009 года Дело № А39-3548/2008-155/15 Резолютивная часть постановления объявлена 25.02.2009. Постановление в полном объеме изготовлено 27.02.2009. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.12.2008 по делу № А39-3548/2008-155/15, принятое судьей Артамоновой Л.А. по заявлению закрытого акционерного общества «Агроводоканал» о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Республики Мордовия в предоставлении закрытому акционерному обществу «Агроводоканал» права пользования водным объектом и об обязании выдать соответствующее решение, при участии: от Министерства природных ресурсов Республики Мордовия – не явились (уведомление № 16009); от закрытого акционерного общества «Агроводоканал» - Сапожниковой О.М. по доверенности от 19.02.2009 № 41, и установил: закрытое акционерное общество «Агроводоканал» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Республики Мордовия (далее - Министерство) в предоставлении Обществу права пользования водным объектом – ручьем Паксилей с целью сброса сточных вод, изложенного в письме от 16.09.2008 № 1779, и об обязании Министерства выдать Обществу соответствующее решение. Решением от 19.12.2008 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования Общества, признав незаконным отказ Министерства, как не соответствующий действующему законодательству и нарушающий права и законные интересы Общества, препятствующий в осуществлении его деятельности. Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя апелляционной жалобы, в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» отсутствуют положения относительно того, в каком состоянии должны находиться очистные гидросооружения, тогда как пунктом 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации прямо установлена обязанность водопользователя содержать в исправном состоянии эксплуатируемые им очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические сооружения. Как указало Министерство в апелляционной жалобе, основанием для отказа в предоставлении Обществу водного объекта в пользование явились результаты анализа сточных и природных проб, проведенного филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия, из которого следует, что Общество оказывает негативное воздействие на качество воды ручья Паксилей, чем нарушаются требования статей 56 и 60 Водного кодекса Российской Федерации; представленная Обществом пояснительная записка от 14.07.2008 содержит ложные сведения о состоянии эксплуатируемых очистных гидросооружениях. Кроме того, Министерство считает ошибочной позицию суда относительно пункта 17 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844, поскольку непредставление документов, предусмотренных пунктами 10-11 данных Правил, является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении права пользования водным объектом, а не основанием для отказа в выдаче решения. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило. Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении жалобы отказать, а решение суда - оставить без изменения. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.12.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 05.09.2008 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в пользование ручья Паксилей, находящегося в федеральной собственности и расположенного на северо-запад от пос. Торбеево, Республика Мордовия, 7,5 км от устья реки Виндрей, для использования акватории водного объекта для сброса сточных вод. Письмом от 16.09.2008 № 1779 Министерство со ссылкой на пункт 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации и Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов от 17.12.2007 № 333, отказало Обществу в предоставлении права пользования испрашиваемым водным объектом. Посчитав отказ Министерства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии с частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса. Частью 2 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в том числе для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. В силу статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации юридическое лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Правила), устанавливающие порядок подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование. Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются: копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя; копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица; копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости; копия положительного заключения государственной экспертизы и акт о его утверждении - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации; документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте; материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним; расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод. Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению. Как определено в пункте 17 Правил, предоставление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование. Судом первой инстанции установлено, что Обществом был приложен полный пакет документов, необходимый для получения разрешения на водопользование. При этом в составе документов имелось разрешение от 10.06.2008 № 10 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в водные объекты по выпуску № 1 в период с 10.06.2008 по 28.05.2011, выданное Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области безопасности гидротехнических сооружений. Перечень и количество загрязняющих веществ по выпуску № 1 сточных и (или) дренажных вод указаны в приложении № 1 к разрешению от 10.06.2008 № 10. К заявлению на получение разрешения на водопользование Обществом также был приложен расчет нормативов предельно-допустимого сброса вредных веществ, выполненный филиалом Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия ФГУ Центра лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу и утвержденный заместителем главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» (экспертное заключение от 20.12.2007 № 2/250-1103). Указанный расчет нормативов ПДС разработан по действующей на тот момент «Методике расчета ПДС веществ в водные объекты со сточными водами», Москва, ВНИИВО, 1990. Суд не принял во внимание довод Министерства о представлении Обществом недостоверных и содержащих ложные сведения документов, указав, что факт получения от арендодателя по договору от 01.05.2008 № 84-и – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия части зданий и сооружений, относящихся к очистным сооружениям, в нерабочем состоянии Обществом не отрицается; приложенная же Обществом пояснительная записка от 14.07.2008 содержит лишь характеристику поэтапного процесса очистки сточных вод на очистных сооружениях. В судебном заседании представитель Общества пояснил, что в целом очистные сооружения находятся в рабочем состоянии, водоотведение и очистка стоков представляют собой единый непрерывный процесс, включающий сложные механизмы и оборудование, требующие постоянного ухода и ремонта, для поддержания которых в надлежащем состоянии Общество располагает необходимыми средствами и специалистами. Более того, с заявлением на получение разрешения на водопользование Обществом был представлен план мероприятий по поэтапному достижению предельно-допустимого сброса (ПДС) веществ со сточными водами на 2008, 2009, 2010 годы по обособленному структурному подразделению пос. Торбеево, а также Республиканская целевая программа «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия на 2007-2010 годы», согласно которой очистные сооружения включены в перечень объектов, подлежащих реконструкции. Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Министерства, изложенный в письме от 16.09.2008 № 1779, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, тем более согласно уставу (пункт 2.2) основным видом деятельности Общества является водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод на очистных сооружениях. При этом суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку Министерства на положения статей 56 и 60 Кодекса, которые, по Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А43-28437/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|