Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу n А79-8024/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

        

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                        

«23» декабря 2008 года                                                    Дело № А79-8024/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2008.

Полный текст постановления изготовлен 23.12.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Москвичевой Т.В.,

судей Гущиной А.М., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово – бюджетного надзора на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2008 по делу № А79-8024/2008, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бахча» о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово – бюджетного надзора от 09.10.2008 № 97-08/47П о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители:

Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово – бюджетного надзора – Александров Г.М. по доверенности от 20.11.2008 № 8;

общества с ограниченной ответственностью «Бахча» - Канищев Н.М. по доверенности от 15.09.2008.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Уполномоченным должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее по тексту – Управление) на основании письма Росфиннадзора от 07.11.2007 № 43-01-06-25/4398 в соответствии с приказом от 02.10.2008 № 388-к в период с 01.10.2008 по 01.11.2008 проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Бахча» (далее по тексту – Общество) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования.

По результатам проверки составлен акт от 07.10.2008, протокол об административном правонарушении от 08.10.2008 №97-08/46.

Руководитель Управления, рассмотрев материалы проверки, 09.10.2008 вынес постановление № 97-08/46П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 48 750 руб.

Общество не согласилось с постановлением Управления и обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с требованием о признании его незаконным.

Решением от 01.11.2008 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Управление считает, что анализ конкретных обстоятельств осуществления купли-продажи Обществом, а также характер документов, оформленных при вывозе картофеля, свидетельствует о том, что указанная сделка не может являться сделкой розничной купли-продажи.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2

В силу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ) валютной операцией является, в частности, использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

Исключением являются, в частности, положения абзаца 3 части 2 статьи 14 Закона № 173-ФЗ, согласно которым юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Как указано в подпунктах «а» и «б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, к резидентам относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Под нерезидентами понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с приведенными нормами (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 названного закона).

Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Из материалов дела усматривается, что Гардшханов К.Г.О. является гражданином Республики Азербайджан, на территории Российской Федерации значился зарегистрированным на период с 28.08.2007 по 20.10.2007, видом на жительство данное лицо не документировалось.

В целях применения положений Закона № 173-ФЗ гражданин Республики Азербайджан Гардшханов К.Г.О. является нерезидентом.

Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и Обществом не оспаривалось, Общество-резидент 11.10.2007 приняло от покупателя - гражданина Республики Азербайджан наличную валюту Российской Федерации в сумме 65 000 рублей в качестве средства платежа при расчете за проданный по договору купли-продажи картофель в количестве 55 000 кг.

Указанные наличные денежные средства поступили от покупателя непосредственно в кассу Общества, о чем свидетельствует приходный кассовый ордер № 14 от 11.10.2007.

Из материалов дела также следует, что товар (картофель), приобретенный нерезидентом у Общества, вывезен с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации.

В силу пункта 1 статьи 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 285 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 281 Таможенного кодекса Российской Федерации предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Из грузовой таможенной декларации (л.д.13 т.1) усматривается, что гражданин Азербайджана Гардашханов К.Г.О. декларировал вывозимый картофель как предназначенный для употреблению в пищу.

Из объяснений нерезидента от 12.10.2007 следует, что картофель приобретен Гардашхановым К.Г.О. в связи с неурожаем и необходим для употребления в пищу его большой семье, близким родственникам и кормления домашнего скота.

Из изложенного следует, что Общество при осуществлении расчетов с гражданином Азербайджана действовало в соответствии с требованиями валютного законодательства.

В соответствии с частью 4 статьи 210 по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Однако доказательств того, что гражданин Азербайджана приобрел картофель для реализации в целях предпринимательской деятельности, а не для личного использования административным органом не представлено. Форма, в которой нерезидент декларировал вывозимый картофель, его количество, а также место осуществления сделки не могут влиять на её квалификацию как розничной купли-продажи, поскольку нормы

3

гражданского законодательства связывают таковую только с целью приобретения товара.

Таким образом, вывод суда об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, является верным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны Управления допущено не было.

Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.11.2008 по делу    № А79-8024/2008 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Территориального управления в Чувашской Республике Федеральной службы финансово – бюджетного надзора оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В. Москвичева

Судьи

А.М.Гущина

Е.А.Рубис

 

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу n А11-8676/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также