Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А43-9730/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ________________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владимир
27 ноября 2008 года Дело № А43-9730/2008-19-283 Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2008. Постановление в полном объеме изготовлено 27.11.2008. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2008 по делу № А43-9730/2008-19-283, принятое судьей Игнатьевой О.В. по заявлению администрации г. Нижнего Новгорода о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в государственной регистрации права муниципальной собственности. В судебном заседании участвуют представители: Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области – Григорьева Н.В. по доверенности от 19.06.2008 № 146 сроком действия до 31.12.2008. Представитель администрации г.Нижнего Новгорода, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления № 37653, 37650). Выслушав представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее- Управление, регистрирующий орган) в государственной регистрации права собственности города Нижнего Новгорода на объект - сквер «Парк Славы 2 очереди» (литер 1), расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, проспект Ильича. Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, по делу привлечено Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее – Министерство). Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.09.2008 администрации г.Нижнего Новгорода отказано в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с принятым судебным актом, орган местного самоуправления обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение по делу, неправильное применение норм материального и процессуального права. В судебное заседание представитель заявителя апелляционной жалобы не явился. Факсимильным сообщением орган местного самоуправления ходатайствовал об объявлении перерыва по делу до 26.11.2008 в связи с занятостью его представителя в другом судебном процессе, а также рассмотрением в суде апелляционной инстанции 26.11.2008 аналогичного дела. Суд апелляционной инстанции рассмотрел данное ходатайство, признал необоснованным и отказал в его удовлетворении, рассмотрев апелляционную жалобу по существу, поскольку заявитель апелляционной жалобы заблаговременно извещался о времени и месте судебного заседания, имел реальную возможность обеспечить явку одного из своих представителей в судебное заседание. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, представив в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Установлено по делу, что 12.11.2007 администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект - сквер «Парк Славы 2 очереди» (литер 1), расположенный по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ильича. При этом заявитель представил в регистрирующий орган следующие документы: выписку из реестра объектов капитального строительства на территории Нижегородской области от 10.10.2007 № 22:401:362/2007-14659, выписку из реестра муниципального имущества от 02.11.2007 № 23-08/2-23063, технический паспорт объекта зеленых насаждений от 09.10.2007. Совершение регистрационных действий по заявлению администрации г.Нижнего Новгорода приостанавливалось в связи с направлением запросов в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, ФГУП « Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». В этот период времени в техническом паспорте объекта наименование сквера «Парк Славы 2 очереди» было изменено с «объекта зеленых насаждений» на «объект внешнего благоустройства». 21.03.2008 Управление на основании с абзацев 4, 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект. Не согласившись с решением государственного регистратора, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Управления соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не нарушает прав и законных интересов администрации г.Нижнего Новгорода. Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом суда и считает, что апелляционная жалоба администрации г.Нижнего Новгорода является необоснованной, а решение арбитражного суда- подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего. Статья 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Положение о Федеральной регистрационной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы», определяет, что Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, реестра арбитражных управляющих и единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из этапов государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, приложенных к заявлению о государственной регистрации прав, и проверка законности сделки. Статья 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества. Суд первой инстанции обоснованно сослался на статью 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам (недвижимое имущество) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к недвижимому имуществу (недвижимости), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса. Согласно техническому паспорту объекта внешнего благоустройства «Парк Славы 2 очереди» сквер представляет собой сооружение общей площадью 31 579 кв.м., в том числе деревьями занято 1060 кв.м., парковая зона составляет 28 427 кв.м., газонами без деревьев - 1 806 кв.м., покрыто брусчаткой - 281 кв.м., имеется металлический забор на площади 209 кв.м. Из ответа ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от 10.12.2007 № 8363, направленного в адрес государственного регистратора, следует, что сквер- это земельный участок на площади или на проезде, используемый для отдыха и архитектурно-декоративных целей. На земельном участке расположены зеленые насаждения, дорожки, сооружения и т.п., прочно связанные с землей, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что данное описание сквера не позволяет отнести его к объектам недвижимости, имеющим прочную связь с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Факт нахождения объекта на земле и оформление технического паспорта сам по себе не свидетельствует об отнесении этого объекта к недвижимости и о его прочной связи с землей, а также невозможности его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, являются земельными участками в составе рекреационных зон. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае сквер не является объектом капитального строительства, а представляет собой земельный участок, при регистрации прав на который в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» требуется представление кадастрового плана. В связи с изложенным суд первой инстанции верно указал, что право муниципальной собственности на сквер не может возникнуть на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.1991 № Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2008 по делу n А79-3710/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|