Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А11-696/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир

17 ноября 2008 года                                         Дело № А11-696/2008-К1-17/56

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Наумовой Е.Н., судей Бухтояровой Л.В., Белякова Е.Н.,  при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Прониной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лабаз» на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.07.2008, принятое судьей Киселёвой М.Ф., по делу № А11-696/2008-К1-17/56 по иску общества с ограниченной ответственностью «Лабаз»  к  Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района, администрации Александровского района Владимирской области  об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца – Бережковой Елены Николаевны по доверенности от 24.03.2008  сроком действия один год;

от ответчиков: КУМИ  - не явился, извещен (уведомление №57686);

администрации Александровского района - не явился, извещен (уведомление №57688),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Лабаз» (далее - ООО «Лабаз») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области, администрации Александровского района Владимирской области (далее – администрация) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 33:17:0009:12:0008, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Южный проезд, д.10, на условиях и по цене (1 701 995 руб.), указанных в проекте договора купли-продажи от 2008 года в редакции ООО «Лабаз» (с учетом уточнений исковых требований).

Решением от 31 июля 2008 года Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении исковых требований.

ООО «Лабаз», не согласившись с принятым по делу судебным актом,  обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт в связи с нарушением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда действительным обстоятельствам дела.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что ООО «Лабаз» по вопросу приобретения прав на спорный земельный участок обращалось в администрацию Александровского района путем подачи заявления №555 о покупке земельного участка в ее структурное подразделение – КУМИ. Указал, что факт того, что администрация и КУМИ имеют непосредственную подчиненную связь, также подтверждается как самими ответчиками, так и приложенными доказательствами. Согласно Положению о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района КУМИ осуществляет приватизацию муниципального имущества (в том числе земельных участков).

Также, по мнению заявителя, суд первой инстанции проигнорировал тот факт, что с момента подачи ими повторного заявления и до момента установления выкупной цены земельных участков прошло более трех месяцев, то есть исчерпывающий для совершения сделки купли-продажи срок.

ООО «Лабаз» считает, что  суд не учел тот факт, что в Александровском районе отсутствует какой-либо установленный порядок приема и рассмотрения заявлений юридических лиц о покупке объектов недвижимости.

Кроме того, заявитель указал, что при вынесении решения суд неправильно применил Закон Владимирской области от 11.03.2008 №33-ОЗ «Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам зданий, строений,  сооружений, расположенных на этих земельных участках, на территории Владимирской области», поскольку ни в момент подачи заявления о покупке земельного участка, ни в момент обращения в арбитражный суд с иском указанный закон не действовал, так как вступил в действие только с 30.03.2008. Также суд первой инстанции неправомерно не применил пункты 4.2., 5.1. Временного положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности на территории округа Александров, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Александров Владимирской области от 18.03.2003 №49.

Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определением Первого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2008.

Представитель ООО «Лабаз» в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить.

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района в отзыве от 13.10.2008 №2179 указал на законность и обоснованность принятого по делу решения и несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения. Кроме того, ходатайством от 10.11.2008 №2379 просил рассмотреть жалобу в отсутствие представителя КУМИ.

Администрация в ходатайстве от 28.10.2008 №01-15-2658 указала на законность и обоснованность обжалуемого решения и просила рассмотреть дело в отсутствие её полномочного представителя.

Ответчики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие их представителей.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав доводы жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Александровским филиалом Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Владимирской области 25.04.2002 на основании соглашения о погашении простого векселя от 18.01.2002, акта приема-сдачи имущества по соглашению о погашении простого векселя от 25.03.2002  произведена государственная регистрация права собственности ООО «Лабаз» на складское помещение, расположенное по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Южный проезд, д.10, и выдано свидетельство 33 AA № 181461.

Заявлением от 14.11.2007 № 472 ООО «Лабаз» обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района по вопросу приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:17:000912:008, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Южный проезд, д.10.

Не получив ответ на вышеуказанное заявление, ООО «Лабаз» заявлением от 27.12.2007 № 555 вновь обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района по вопросу приобретения в собственность указанного земельного участка.

Рассмотрев обращение истца от 27.12.2007 №555  Комитет по управлению муниципальным           имуществом администрации Александровского района сообщил ООО "Лабаз" об изменении с 01.01.2008 кадастровой оценки земельного участка и просил письменно подтвердить обращение о приобретении спорного земельного участка по кадастровой стоимости.

В связи с тем, что договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Южный проезд, д.10, на котором находится принадлежащее ООО "Лабаз" складское помещение, заключен не был, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для приобретения прав на земельный участок, юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.        

В соответствии с пунктом 1.3 Временного положения о порядке предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности на территории округа Александров, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Александров Владимирской области от 18.03.2003 № 49 (далее-Временное положение),  предоставление земельных участков оформляется постановлениями главы администрации или постановлениями глав администраций населенных пунктов в соответствии с нормами пункта 4.3 положения.

Таким образом, полномочным по решению вопроса о предоставлении земельных участков в собственность юридическим лицам является администрация Александровского района.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что из материалов дела следует, что ООО «Лабаз» не обращалось по вопросу приобретения прав на спорный земельный участок в администрацию Александровского района, решение по данному вопросу администрацией не принималось и отказ соответствующего органа в предоставлении земельного участка в суд не представлен.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не применил пункты 4.2., 5.1. Временного положения, отклоняется.

Указанные пункты определяют порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и гражданам для целей, не связанных со строительством.

Кроме того, из вышеназванных пунктов следует, что заинтересованные в предоставлении земельного участка лица обращаются с соответствующим заявлением в КУМИ на имя главы администрации.

Однако с таким заявлением истец в органы местного самоуправления не обращался.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района Владимирской области, утвержденное постановлением главы Александровского района №193 от 15.11.2005 (далее - Положение), является несостоятельной.

Положение регламентирует порядок и полномочия КУМИ по распоряжению муниципальным имуществом, в том числе в порядке приватизации.

Вместе с тем, спорный земельный участок не является муниципальным имуществом, поскольку относится к неразграниченной государственной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных Кодексом, федеральными законами. Порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений установлен статьей 2 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка. Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», с изменениями, внесенными Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 212-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности» (вступившим в законную силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования), установлено, что до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Согласно статье 1 Закона Владимирской области от 11.03.2008  № 33-03 «Об установлении цены земли при продаже земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, на территории Владимирской области» лица, не указанные

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А43-994/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также