Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А39-2286/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017  г. Владимир, ул. Березина, д. 4

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                         Дело № А39-2286/2008-115/3

«17» ноября  2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 17.11.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гущиной А.М., судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2008 по делу № А39-2268/2008-115/3, принятое судьей Полубояровой Г.В. по заявлению открытого акционерного общества «Орбита» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу от 23.06.2008   № 04-08/172.

В судебном заседании приняли участие представители открытого акционерного общества «Орбита» - Заликова Г.С. по доверенности от 14.05.2007 № 2705/149, Рябышева Г.В. по доверенности от 05.11.2008 № 7323/149.

В судебное заседание представитель Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей открытого акционерного общества «Орбита», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Уполномоченным должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее – Управление) 16.05.2008 на основании сообщения регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском Федеральном округе от 14.04.2008 № 10-10/768-р в отношении открытого акционерного общества «Орбита» (далее – Общество) было вынесено определение о возбуждении дела № 04-08\172 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.

В ходе расследования выявлено нарушение требований пункта 1 статьи 6, пункта 1статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а именно: Обществом в Управление не представлены сведения о факте продажи гражданам Гармашову А.В. и Вьюгову С.В. обыкновенных акций дополнительного выпуска на сумму 19 007 484 руб. и 6 327 016 руб. соответственно, частичная оплата которых произведена в наличной форме в кассу Общества по приходным -кассовым ордерам от 07.03.2008 № 031, 032.

По результатам расследования 11.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении № 04-08/172.

Заместитель руководителя Управления, рассмотрев материалы административного расследования, 23.06.2008 вынес постановление                 № 04-08/172 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Решением от 12.08.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на незаконность решения суда.

По мнению Управления, организации, осуществляющие приобретение промышленных товаров, содержащих драгоценные металлы, относятся к организациям, осуществляющим куплю-продажу драгоценных металлов, следовательно, Общество относится к организациям, осуществляющим куплю-продажу драгоценных металлов.

Управление полагает, что Общество, являясь стороной по сделкам купли-продажи ценных бумаг (акций) с физическими лицами, расчеты по которым производились за наличный расчет, обязано было направить сведения по ним в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Управление ссылается на письмо Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора от 01.08.2008 № 30-02-01-03\1373, согласно которому Общество на производство продукции использует драгоценные металлы.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.

Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобу – без удовлетворения.

Указало, что Общество не осуществляет куплю – продажу драгоценных металлов, а использует их при производстве промышленной продукции.

В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя Управления.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 4 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;  организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств, в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

В статье 6 Закона № 115-ФЗ определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.

В силу пункта 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из видов операций, перечисленных в данном пункте.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Орбита» (Эмитент) и открытое акционерное общество «Регистратор Р.О.С.Т.» (Регистратор) заключили договор от 14.12.2006 № 2906, в соответствии с которым обязанность по ведению реестра владельцев ценных именных ценных бумаг Общества возложена на Регистратора.

Запись о переходе права собственности на ценные бумаги от Общества к гражданам Гармашову А.В. и Вьюгову С.В. отражена Регистратором в системе ведения реестра 11.03.2008 за номером 1-03-55197-D-002D, что подтверждается справкой об операциях, проведенных по лицевому счету за период с 05.03.08 – 20.03.08.

Денежные средства в сумме 9 007 484 руб. и 6 327 016 руб. зачислены на счет Общества в АККСБ КС Банка (ОАО) по квитанциям № 031 и № 032 от 28.12.2007.

В соответствии со статьей 7 Закона №115-ФЗ названный банк предоставил информацию по указанным сделкам  в Управление по коду операции 1005 (письмо заместителя руководителя Управления от 16.05.2008 № 04-06/1054).

Судом по материалам дела установлено, что Общество  не является ни кредитной организаций, ни профессиональным участником рынка ценных бумаг, которые обязаны представлять сведения об операциях по приобретению физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет.

Довод Управления о том, что Общество относится к организациям, осуществляющим сделки купли-продажи драгоценных металлов, является несостоятельным.

Так, уставом Общества не предусмотрен ни один вид деятельности, перечисленный в статье 5 Закона № 115-ФЗ. Более того, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Обществом вышеуказанной деятельности.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество поставлено на учет Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора в качестве юридического лица, осуществляющего производство интегральных схем, микросборок и микромодулей, полупроводниковых элементов, электрооборудования и пр. (свидетельства о постановке на учет от 22.11.2005, от 13.05.2008                        № 30-02-08/833).

В материалах административного дела отсутствует информация о том, какие именно операции, предусмотренные статьей 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (добыча драгоценных металлов, добыча драгоценных камней, производство, аффинаж драгоценных металлов, рекуперация драгоценных камней, использование драгоценных металлов и драгоценных и т.д.), осуществляет Общество.

Также, Управлением не представлены доказательства того, что в проверяемом периоде Общество осуществляло операции по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, которые в соответствии с Законом №115-ФЗ, подлежат обязательному контролю. Данный факт установлен судом первой инстанции и Управлением не оспаривается.

Письмо Волго-Вятской государственной инспекции пробирного надзора от 01.08.2008 № 30-02-01-03\1373 (т.3 л.д.20) также не свидетельствует об осуществлении Обществом сделок купли-продажи драгоценных металлов, так как поступление сырья для производства продукции не во всех случаях связано с заключением сделок купли-продажи. В указанном письме отражено только то, что Общество в производственной деятельности использует драгоценные металлы и состоит на специальном учете в данной инспекции.

В силу частей 3 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного апелляционная жалоба по доводам, в ней приведенным, не подлежит удовлетворению.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены

судебного акта, не допущено.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 12.08.2008 по делу № А39-2268/2008-115/3 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.

Председательствующий

А.М. Гущина

Судьи

Т.В. Москвичева

М.Н. Кириллова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2008 по делу n А43-7372/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также