Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А39-1549/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                               Дело № А39-1549/2008-191/16

05 ноября 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2008 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи   Вечканова А.И., Ершовой О.А., Насоновой Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мулиной Ю.Н.,

при участии: от заявителя – представитель не явился, извещен (почтовое уведомление №04962); от истца  – Заликовой Г.С. (доверенность № 2705/149 от 14.05.2008 сроком действия 2 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Республики Мордовия, г.Саранск, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.07.2008 по делу №А39-1549/2008-191/16, принятое судьей Алехиной М.Н.,

по иску открытого акционерного общества «Орбита», г. Саранск, к Министерству природных ресурсов Республики Мордовия, г. Саранск, об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка,

установил:

открытое акционерное общество «Орбита» (далее – ОАО «Орбита») обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия к Министерству природных ресурсов Республики Мордовия с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды лесного участка от 12.03.2008 года № 3/8.

 Решением суда от 31.07.2008 из договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности от 12.03.2008 года № 3/8 исключены подпункты «х», «ц» пункта 13 и пункт 26.

Министерство природных ресурсов Республики Мордовия, заявитель апелляционной жалобы, не согласилось с принятым по делу решением в части исключения подпунктов «х», «ц» пункта 13 и просит его отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель считает, что суд при вынесении решения не принял во внимание, что ширина водоохраняемой зоны озера с акваторией менее 0,5 кв.км устанавливается в размере пятидесяти метров.

Заявитель указывает, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли памятников природы. В целях защиты данных земель могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Кроме того, использование водных объектов общего пользования для рекреационных целей согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации не должно ограничивать свободный доступ граждан к ним.

ОАО «Орбита», возражая против доводов заявителя апелляционной жалобы, указало на  их несостоятельность.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, между ФГУ «Березниковский лесхоз» (арендодатель) и истцом (арендатор) был заключен договор № 149/410/1 от 10 мая 2006 года аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей сроком на 49 лет. Право аренды ОАО «Орбита» зарегистрировано в установленном законом порядке.

Статья 4 Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 января 2007 года, предусматривает обязательное приведение действующих договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом. Договоры должны быть пересмотрены до 01.01.2009 года. Приведение договоров в соответствие производится на основании заявления арендатора.

ОАО «Орбита» в целях переоформления существующего договора обратилось с соответствующим заявлением в Министерство природных ресурсов Республики Мордовия.

Истцом от ответчика был получен проект договора № 3/8 от 12.03.2008 года, в который ответчиком были включены оспариваемые условия. Истец не согласился с включением в пункт 13 договора подпунктов «х» и «ц», не согласился с положениями пункта 26 договора, предложив свою редакцию.

Протокол разногласий ответчиком не подписан, истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает приведение в соответствие с Лесным кодексом действующих договоров аренды.

По смыслу данной нормы пересмотру, включению в договор или исключению из него подлежат те условия, которые не соответствуют требованиям вступившего в силу Лесного кодекса Российской Федерации.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден Приказом Минприроды Российской Федерации от 04.10.2007 года №258 в соответствии со статьей 4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 9 Порядка решение уполномоченного исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

В примерной форме договора поименованы как существенные условия договора аренды лесного участка, так и необходимые для договора данного вида.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.12.2007 года №561 «О республиканской целевой программе «Охрана окружающей среды Республики Мордовия на период до 2010 года», принятым в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в целях комплексного решения проблемы обеспечения экологической безопасности утверждена названная программа.

Министерство природных ресурсов Республики Мордовия определено государственным заказчиком (координатором) мероприятий по реализации программы.

По проекту №5 программой определены мероприятия по установлению размеров водоохранных зон и прибрежных полос поверхностных водных объектов. Действия, которые вменяются в обязанность арендатору подпунктами «х» пункта 13 договора, входят в перечень мероприятий по проекту №5. Финансирование мероприятий осуществляется за счет республиканского бюджета Республики Мордовия.

Пункт 13 договора устанавливает обязанности арендатора участка лесного фонда. Подпункт «х» названного пункта обязывает арендатора «закрепить в обязательном порядке водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водного объекта, находящегося на лесном участке специальными знаками, которые ограничивают хозяйственную деятельность в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах (в случае, когда переданный в аренду лесной участок расположен в непосредственной близости к водоему)».

Подпунктом «ц» установлена обязанность арендатора «обеспечить свободный доступ граждан к водоему в зоне бичевника в порядке, установленном действующим водным законодательством (в случае, когда переданный в аренду лесной участок расположен в непосредственной близости к водоему)».

Суд первой инстанции верно определил, что подпункты «х» и «ц» пункта 13 включены в договор необоснованно, поскольку законом такие обязанности арендатора лесного участка в отношении водных объектов не установлены и не определены Лесным кодексом Российской Федерации как обязательные для договора данного вида.

Из Приложения №3 к договору видно, что участок предоставлен арендатору для осуществления рекреационной деятельности. Согласно приложению № 4 на участке размещен детский оздоровительный лагерь.

В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (утв. Приказом Минприроды РФ от 24.04.2007 №108) размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии - на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Проектом организации и благоустройства лесного участка, переданного в аренду ОАО «Орбита», который получил положительное заключение Главной экологической экспертизы, в целях создания безопасного отдыха детей на арендованном участке планируется закончить ограждение зоны проживания и активного отдыха детей забором, что также рекомендовано заключением Государственной экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Условия подпункта «ц» пункта 13 вышеуказанным правовым нормам противоречат.

Оспариваемые условия не исходят из необходимости приведения договора аренды лесного участка в соответствие с Лесным кодексом РФ.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно решил, что подпункты «х» и «ц» включению в пункт 13 договора не подлежат.

В остальной части законность и обоснованность судебного акта в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялась.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 110, 167, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 31.07.2008 по делу № А39-1549/2008-191/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства природных ресурсов Республики Мордовия, г.Саранск, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

А.И.Вечканов

Судьи

О.А. Ершова

Н.А.Насонова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А11-4969/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также