Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А79-4894/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

«05» ноября 2008 года                                              Дело № А79-4894/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено  05.11.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гущиной А.М.,

судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании  апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Михаила Александровича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.09.2008 по делу А79-4894/2008, принятое судьей Николаевым Ю.П. по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чебоксары Чувашской Республики о взыскании с индивидуального предпринимателя Иванова Михаила Александровича штрафа в сумме 540 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики (далее – Управление) провело камеральную проверку соблюдения индивидуальным предпринимателем Ивановым Михаилом Александровичем (далее – Предприниматель) законодательства об обязательном пенсионном страховании.

В ходе проверки выявлен факт нарушения установленного статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срока подачи сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за  2004, 2005, 2006 годы.

По результатам проверки 15.02.2008 составлен акт № 412.

Заместитель начальника Управления, рассмотрев материалы проверки, 03.03.2008 принял решение № 412 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 540 рублей (10% причитающихся за отчетные годы платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации).

В установленный в требовании от 03.03.2008 № 321 срок (до 25.03.2008)  штраф Предпринимателем в добровольном порядке не уплачен.

В связи с неуплатой Предпринимателем штрафа в добровольном порядке Управление обратилось за его взысканием в Арбитражный суд Чувашской Республики.

Решением от 03.09.2008 заявленное Управлением требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Предприниматель ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Предприниматель указал на то, что Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок представления индивидуальных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы ( в виде фиксированных платежей), не установлен.

Действие пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы ( в виде фиксированных платежей), по мнению Предпринимателя, не распространяется.

 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденная постановлением № 318 от 15.03.1997 Правительства Российской Федерации, федеральным законом не является. Предприниматель считает, что указанная Инструкция носит ведомственный характер и предназначена для внутреннего использования в работе органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявитель обратил внимание суда на то, что ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», распространяется только на страхователей, в том числе индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников, и только за нарушение названного закона, а не подзаконных актов. Предприниматель  наемных работников не имеет.

Предприниматель полагает, что в данном случае подлежит применению часть 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с противоречием постановления Правительства Российской Федерации Федеральному закону от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представило, полномочного представителя для участия в судебном заседании не направило.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, субъектами названной ответственности являются в том числе физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В абзаце 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

В силу статьи 19 Федерального закона № 27-ФЗ Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. При этом к застрахованным лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся в том числе физические лица - индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (пункт 2 Инструкции).

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Предприниматель как лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, не представил в установленный срок  (01.03.2005, 01.03.2006, 01.03.2007) сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2004, 2005, 2006 годы.

Сумма подлежащих к уплате Предпринимателем за 2004-2006 годы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 5 400 рублей.

Решение о привлечении страхователя к ответственности № 412 от 03.03.2008 вынесено Управлением в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации ( в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) с учетом положений статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к правильному выводу о правомерности привлечения Предпринимателя к ответственности и обоснованно взыскал 540 рублей штрафа, предусмотренного   статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Доводы Предпринимателя о том, что срок для представления физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального (персонифицированного) учета не установлен и положения Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 № 318, в данном случае не могут применяться, несостоятельны.

Статьей 115 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"  установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ, устанавливающей общие правила учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий установило в Инструкции срок представления сведений для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ответственность за нарушение которого предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя, и в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в сумме 50 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 950 рублей подлежит возврату Предпринимателю.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.09.2008 по делу № А79-4894/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Иванову Михаилу Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 02.10.2008 № 13, в размере 950 (девятьсот пятьдесят) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок с даты принятия.

Председательствующий

А.М. Гущина

Судьи

Т.В. Москвичева

М.Н. Кириллова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2008 по делу n А38-871/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также