Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2008 по делу n А39-1470/2008. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить полностью

 ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

________________________________________________________

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

«06» октября 2008 года                                               Дело № А39-1470/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 06.10.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам арбитражного суда первой инстанции заявление индивидуального предпринимателя Лапиной Веры Сероповны о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 1 818 руб.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явились.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:

индивидуальный предприниматель Лапина Вера Сероповна (далее – Предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд  Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия, выразившихся в отказе возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия (далее – Инспекция) возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 1 818 руб.

Решением суда от 03.06.2008 заявленное требование удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2008 решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.06.2008 отменено, заявление предпринимателя назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.

Управление утверждает, что по его данным, с учетом даты рождения предпринимателя (1947 год), в соответствии с Протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа на накопительную часть пенсии составляет всего 600 руб., что не соответствует данным Инспекции. Осуществление Инспекцией возврата суммы в размере 1 818 рублей приведет к задолженности перед внебюджетным фондом.

Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, представителя не направил.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения заявления Предпринимателя, отзыв на заявление не представила, полномочного представителя в  суд не направила.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения заявления Предпринимателя, отзыв на заявление не представило, полномочного представителя в арбитражный суд апелляционной инстанции не направило.

Заявление Предпринимателя рассмотрено в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей сторон по правилам главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.22-24), Лапина Вера Сероповна, 1947 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Платежными извещениями от 05.05.2005 на сумму 1 200 рублей и 150 рублей, от 23.06.2005 на сумму 150 рублей, от 18.10.2005  на сумму 150 рублей, от 17.01.2008 на сумму 18 рублей, от 20.01.2006 на сумму 150 рублей Предприниматель уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в общей сумме  1 818 рублей.

Из протоколов к Ведомости уплаты страховых взносов за 2002 -2008 годы (л.д.12-17,57) следует, что Управлением начислены Предпринимателю страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии за 2002 год  в сумме 600 рублей, за 2003 год в сумме 600 рублей, за 2005 год в сумме 168 рублей, в иные периоды начисления не произведены.

Предприниматель, посчитав, что им излишне уплачены страховые взносы, 19.03.2008 обратился в Инспекцию с заявлением о возврате  излишне уплаченных страховых взносов.

Письмом от 21.03.2008 № 06-02/27593 Инспекция отказала в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав на отсутствие соответствующих полномочий.

Предприниматель, посчитав, что данное письмо противоречит положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает охраняемые законом интересы Предпринимателя, обжаловал его в суд.

Инспекция требования Предпринимателя по существу не оспаривала, указывала лишь на отсутствие полномочий.

Арбитражный суд Республики Мордовия, удовлетворяя заявление Предпринимателя, исходил из доказанности  наличия переплаты.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что требование Предпринимателя подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 28 Федерального закона указанные страхователи уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

             Федеральный  закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О  трудовых  пенсиях  в  Российской  Федерации», закрепляя виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5,7-9, 27, 28),   предусматривает,   что   установление   застрахованному   лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную   часть   трудовой   пенсии   и   дохода,   полученного   от   их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных, в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

     Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой  пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, уточенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого   периода   выплаты   трудовой   пенсии   по   старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).

В силу статей 22 и 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у Предпринимателя отсутствовала обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2002 – 2005 годы, в связи с чем взносы в сумме 1818 рублей уплачены заявителем излишне.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 № 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 № 116н, которым утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 2 Федеральным Закона № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Поскольку порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов названным Законом не определен, то правоотношения по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации  возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика (страхователя).

Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о наличии у Предпринимателя переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1818 рублей.

Доводы Управления о наличии у Предпринимателя переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии лишь в сумме 600 рублей противоречат представленным в материалы дела доказательствам.

При изложенных обстоятельствах действия Инспекции по отказу Предпринимателю в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1 818 рублей противоречат статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации нарушают права заявителя на своевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов, в связи с чем требование Предпринимателя подлежит удовлетворению.

    В  силу пункта 2  статьи 333.37 Налогового  кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - инвалиды I, II группы.

   В материалы дела Предпринимателем представлена справка серии МСЭ-2004 № 3117116, согласно которой Лапиной Bере Cероповне установлена вторая группа инвалидности на бессрочный срок.

Вместе с тем при обращении в арбитражный суд заявитель уплатил государственную пошлину в сумме 100 руб. согласно квитанции № 17 от 06.05.2008.

В соответствии с частью первой статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С Инспекции подлежат взысканию в пользу Предпринимателя расходы по государственной пошлине в сумме 100 рублей.

В соответствии с пунктом 12 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов податель жалобы уплачивает 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При подаче апелляционной жалобы Управлением не уплачена государственная пошлина.

В соответствии со статьей

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2008 по делу n А43-8078/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также