Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А43-5275/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                        

29 сентября 2008 года                                           Дело № А43-5275/2008-43-140

Резолютивная часть постановления объявлена  22.09.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено   29.09.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 по делу                              № А43-5275/2008-43-140, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» о признании недействительным предписания Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14.03.2008 № 1/Е,

при участии в судебном заседании представителей :

общества с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» – Орлова Е.В. по доверенности от 04.03.2008 № 52-01/282213 сроком действия до 31.12.2008, Зайцева В.В.  по доверенности от 07.08.2008 № 52-01/282461 сроком действия до 31.12.2008;

Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – Калетурин Н.В. по доверенности от 25.04.2008    № 14 сроком действия до 31.12.2008;

саморегулируемой организации «Ассоциация судоходных компаний» - Щесняк А.А. по доверенности от 14.05.2008 (т. 1, л.д. 123).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «В.Ф. Танкер» (далее – Общество, ООО «В.Ф. Танкер») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжского управления государственною морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) от 14.03.2008 № 1/Е, вынесенного в адрес юридического лица.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «В.Ф.Танкер» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на  несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители Общества, Управления и саморегулируемой организации «Ассоциация судоходных компаний» поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлено по делу, на основании распоряжения начальника Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 28.12.2007                            № 42-р/01-07 «О проведении мероприятий по контролю за исполнением законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте» в январе-феврале 2008 года была проведена проверка соблюдения ООО «В.Ф.Танкер» нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регламентирующих деятельность на внутреннем водном транспорте.

По результатам проверочных мероприятий  04-08 февраля 2008 года составлен Акт № Б1 Кон/2008 комиссионной проверки деятельности судовладельческого предприятия по вопросам обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, которым, в частности, установлено, что в собственности организации находится 40 судов, в том числе: танкера самоходные; баржи несамоходные; плавмастерская.

 Также проверяющие установили, что у Общества отсутствуют собственные аварийно-спасательные формирования, аттестованные в установленном порядке, а также не имеется договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (для организации, осуществляющей хранение и транспортировку нефти и нефтепродуктов).

На основании результатов проведенной проверки Управление выдало Обществу Предписание от 14.03.2008 № 1/Е, которым предложило юридическому лицу создать собственное формирование для ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, провести его аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснастить специальными техническими средствами или заключить договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием, выполняющим работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющим соответствующую лицензию и (или) аттестованным в установленном порядке.

 Не согласившись с принятым ненормативным правовым актом, ООО «В.Ф. Танкер» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Предписание принято уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО «В.Ф.Танкер» и отмены решения арбитражного суда первой инстанции. При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации надзор за безопасностью судоходства осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта через его территориальные органы и находящиеся в его ведении государственные организации надзора за безопасностью судоходства (далее - органы надзора за безопасностью судоходства).

В силу пункта  7 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации органы надзора за безопасностью судоходства имеют право проводить осмотр судов и иных плавучих объектов и находящихся на внутренних водных путях сооружений, задерживать суда и иные плавучие объекты, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности судоходства, приостанавливать и запрещать движение судов и иных плавучих объектов при наличии угрозы безопасности судоходства.

Предписания должностных лиц органов надзора за безопасностью судоходства являются обязательными для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе морского и речного транспорта.

Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу пунктов 6.1 и 6.7 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;

применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании пункта 7.2. Положения о Волжском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,  утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 02.02.2007 № ГК-66ФС,  осуществляет надзор за безопасностью судоходства на внутренних водных путях Волжского бассейна.

Согласно статье 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляю­щим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

Согласно части 1  статьи 10 Закона при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Таким образом, в случае выявления в результате проверочных мероприятий нарушений законодательства, не образующих состав административного правонарушения, должностное лицо Управления на основании пункта 1 и подпункта 6.1, 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398,  и статьи 10 Федерального закона  от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» было вправе вынести в адрес организации предписание об устранении допущенных нарушений.

В связи с изложенным суд первой инстанции обоснованно признал неверным толкование Обществом положений Федерального закона от 08.08.2004 № 134-ФЗ.

  В соответствии со статьей 39 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев.

В целях настоящего Кодекса под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.

Требования обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов в отношении судовладельцев устанавливаются правилами предотвращения загрязнения внутренних водных путей с судов сточными водами и нефтью.  Указанные правила утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, к полномочиям которых относится обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с пунктом  1 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от № 240, они (Правила)   устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуются - мероприятия), направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов (далее - Организации).

В силу 4 Правил Организации обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.

Федеральный закон от 21.12.1994  № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции от 18.12.2006) в статье 7 устанавливает, что осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2008 по делу n А43-18853/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также