Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу n А11-1829/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                    

18 сентября 2008 года                                     Дело № А11-1829/2008-К2-22/77

Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено  18.09.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.07.2008 по делу № А11-1829/2008-К2-22/77, принятое судьей Кузьминой Т.К. по заявлению закрытого акционерного общества «Стройэнерго» о признании незаконными действий Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Владимирской области по отказу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

при участии в судебном заседании представителей:

закрытого акционерного общества «Стройэнерго»- Большакова И.Г. по доверенности от 05.09.2008 № 10/08 сроком действия до 31.12.2008,       Киселева Г.В. по доверенности от 05.09.2008 сроком действия до 31.12.2008;

Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Владимирской области – Прусакова С.В. по доверенности от 21.07.2008.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Стройэнерго» (далее – Общество, ЗАО «Стройэнерго») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Владимирской области (далее – Управление Ростехнадзора по Владимирской области), выразившихся в неутверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и предъявлении ему незаконного требования об оформлении лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Одновременно Общество просило суд обязать Управление Ростехнадзора по Владимирской области утвердить заявителю нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.07.2008 действия Управления по техническому и экологическому надзору Ростехнадзора по Владимирской области, выразившиеся в неутверждении  ЗАО «Стройэнерго» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также в предъявлении незаконного требования об оформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов признаны незаконными, как не соответствующие Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». На государственный орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Ростехнадзора по Владимирской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

В судебном заседании представители  заявителя апелляционной жалобы и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Установлено по делу, что основными видами деятельности ЗАО «Стройэнерго» являются производство и передача тепловой энергии в виде пара для технологических целей и горячей воды для отопления близлежащим промышленным предприятиям; производство сжатого воздуха; изготовление нестандартного оборудования и металлоконструкций.

В состав предприятия входят структурные подразделения: котельная, компрессорная, трансформаторная, ремонтно-механический   цех, гараж,  склад мазута, строительно-монтажный участок.

01.01.2008 истек срок действия согласованных  Управлением Ростехнадзора по Владимирской области ЗАО «Стройэнерго» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

13.04.2007   Обществом заключило с Владимирским филиалом федерального государственного предприятия «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» (далее - ЦЛАТИ) договор № 51/06/1 на составление проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который в октябре 2007 года был  передан на рассмотрение и согласование в Управление Ростехнадзора по Владимирской области.

В письме от 12.11.2007 № РТН-33/4-5581 Управление сообщило Обществу, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение соответствуют действующей нормативно-технической документации, но для утверждения лимитов на размещение отходов Обществу необходимо представить лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, ссылаясь при этом на постановление Правительства Российской Федерации № 461 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 767).

В письме от 24.12.2007 № 534 Общество обосновало свое несогласие с позицией Управления Ростехнадзора по Владимирской области и просило утвердить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В письме от 24.12.2007 № РТН-33/4-6386 государственный орган указал, что согласно данным проекта, предоставленного для утверждения, Общество осуществляет размещение (хранение) отходов на своей территории, что подтверждает необходимость получения лицензии.

В опровержение данного довода Общество представило в Управление Ростехнадзора по Владимирской области копии договоров на передачу отходов предприятиям, имеющим соответствующие лицензии, с сопроводительным письмом от 15.01.2008 № 13.

В письме от 07.02.2008 № РТН-33/4-417 Управление Ростехнадзора по Владимирской области снова указало Обществу на необходимость представления лицензии для утверждения указанных нормативов и лимитов, мотивированное решение об отказе не представило.

Полагая, что действия Управления Ростехнадзора по Владимирской области не соответствуют закону и нарушают  права и законные интересы юридического лица в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО «Стройэнерго» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявление ЗАО «Стройэнерго», суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемых действий действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов юридического лица в сфере предпринимательской деятельности.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы государственного органа и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленного назначения, а также специальных функций в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу  статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 № 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).

В силу пунктов 4 и 5 Правил юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании пункта 7 Правил (в ред. от 29.08.2007, вступившей в силу 11.09.2007) для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа :

заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица-пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 1 названного Закона используются следующие понятия:

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Требования к объектам размещения отходов предусмотрены в статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Такие объекты создаются на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти, место строительства для них осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований. Объекты размещения отходов находятся на балансе предприятия или арендуются и эксплуатируются им.

Таким образом, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, должно представить в надзорный орган копию лицензии на осуществление такого

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2008 по делу n А43-9344/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также