Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу n А43-33153/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

«15» сентября 2015 года                                                Дело № А43-33153/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 15.09.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская областная детская клиническая больница» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2015 по делу № А43-33153/2014,

принятое судьей Трошиной Н.В.

по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская областная детская клиническая больница» о взыскании с Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в размере 3 919 968 рублей 81 копейки.

В судебном заседании принял участие представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская клиническая больница» - Беспалая С.В. по доверенности от 01.12.2014 сроком действия 1 год.

Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направил.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская клиническая больница», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская клиническая больница» (далее – Учреждение) 16.12.2014 обратилось к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент) с заявлением о возврате  ошибочно уплаченных в бюджет за период с первого квартала 2011 года по второй квартал 2012 года платежей за негативное воздействие на окружающую среду в связи с размещением отходов в размере 3 919 968 руб. 81 коп.

Департамент указанное заявление оставил без удовлетворения.

Посчитав, что данные действия Департамента являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о  взыскании с Департамента излишне уплаченных платежей в размере 3 919 968 руб. 81 коп.

Решением от 31.03.2015 суд отказал в удовлетворении заявленного  Учреждением требования.

Учреждение обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой  просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Учреждение ссылается на письма Минприроды от 12.02.2015 и от 22.04.2015.

По мнению заявителя жалобы, положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяются на медицинские отходы.

Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Департамент отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной   жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Правовые основы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды, содержатся в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды).

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов в том числе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3  Закона об охране окружающей среды).

В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды негативным воздействием на окружающую среду является воздействие посредством хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Исходя из статьи 16 вышеназванного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок) в период уплаты Учреждением спорных платежей был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений. Как далее указал Конституционный Суд Российской Федерации, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора, могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов. Между тем возложение данного публично-правового платежа без упомянутой компенсации на специализированную организацию является чрезмерным и неконституционным.

Из материалов дела следует, что в результате деятельности Учреждения образуются отходы.

Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у заявителя жалобы, как у собственника таких отходов, обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в том числе за  период с первого квартала 2011 года по второй квартал 2012 года.

При этом заключение Учреждением договоров со специализированными организациями, осуществляющими услуги по вывозу отходов на полигоны твердых бытовых отходов (государственный контракт от 10.12.2009 № 02/10), не означает, что именно они должны нести обязательства по уплате соответствующих платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду.

При передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа. Соответствующих условий договоры Учреждения со сторонними   организациями на оказание услуг по вывозу ТБО не содержат.

В отношении утверждения заявителя жалобы о том, что положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не распространяются на медицинские отходы, суд полагает необходимым отметить, что порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду регулируется не вышеназванным законом, а Законом об охране окружающей среды и постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Относимость образующихся в деятельности Учреждения отходов к медицинским не освобождает его от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду как собственника этих отходов.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований.

Всем доводам Учреждения судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, иных доводов, опровергающих законность выводов суда, в апелляционной жалобе не приведено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.03.2015 по делу № А43-33153/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Нижегородская областная детская клиническая больница» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                  М.Б. Белышкова

 

                                                                                          Т.В. Москвичева                                                               

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2015 по делу n А43-5978/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также