Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2015 по делу n А38-4640/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияг. Владимир 03 сентября 2015 года Дело №А38-4640/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2015. Полный текст постановления изготовлен 03.09.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафроновой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2015 по делу №А38-4640/2014, принятое судьей Вопиловским Ю.А. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Марий Эл к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл», Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл, Отделения вневедомственной охраны при Красногорском отделении милиции Отдела внутренних дел по Звениговскому муниципальному району. В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл» – Саратов Д.О. по доверенности от 01.01.2015 № 22/1Д (т.1 л.д. 97), Министерства внутренних дел Российской Федерации – Саратов Д.О. по доверенности от 03.02.2015 № 40/26 (т.1 л.д.113). Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Республике Марий Эл (далее – Инспекция, налоговый орган) в связи с отсутствием у ликвидируемого Отделения вневедомственной охраны при Красногорском отделении милиции Отдела внутренних дел по Звениговскому муниципальному району (далее – Отделение, налогоплательщик) имущества и средств для погашения задолженности, возникшей до 01.01.2011, обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании в порядке субсидиарной ответственности с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл» (далее – ФГКУ УВО МВД по РМ) недоимки по налогу на прибыль в сумме 1 409 748 руб., пеней по налогу на прибыль, начисленных за период с 31.03.2009 по 31.12.2010 в сумме 190 087 руб. 62 коп., штрафов в сумме 5000 руб. за неуплату налога на прибыль за 2008, 2009 годы. К участию в деле судом по ходатайству Инспекции привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации. Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.05.2015 заявленные требования налогового органа удовлетворены за счет Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД РФ, заявитель). Не согласившись с принятым судебным актом, МВД РФ обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. МВД РФ указывает, что учредителем Отделения является ФГКУ УВО МВД по РМ, которое наделено правом создания, реорганизации и ликвидации налогоплательщика. Заявитель полагает, что в порядке субсидиарной ответственности задолженность по уплате налогов, пени и штрафов должна быть взыскана с ФГКУ УВО МВД по РМ. Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что налоговые платежи, взыскиваемые в порядке субсидиарной ответственности, возникли до 01.01.2011, поскольку выездная налоговая проверка проводилась после вступления в силу Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ, в соответствии с которым в пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, исключающие ответственность собственника имущества бюджетного учреждения по его обязательствам. В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным. Представитель ФГКУ УВО МВД по РМ в судебном заседании поддержал доводы заявителя. Инспекция и иные лица, участвующие в деле, отзыв на апелляционную жалобу не представили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя заявителя, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налогов (сборов). В пункте 2 статьи 44 Кодекса определено, что обязанность по уплате конкретного налога (сбора) возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ). Из материалов дела следует, что приказом Управления вневедомственной охраны при МВД по Республике Марий Эл (далее – Управление) от 13.11.2007 №107 утверждено «Положение об Отделении вневедомственной охраны при Красногорском отделении милиции Отдела внутренних дел по Звениговскому муниципальному району». Согласно указанному положению Отделение является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения; имеет в оперативном управлении обособленное имущество; содержится за счет средств федерального бюджета. Учредителем Отделения является Управление, которое наделено правом его создания, реорганизации и ликвидации. Приказом Управления от 21.12.2010 №85 определено ликвидировать Отделение, утверждена ликвидационная комиссия, в ЕГРЮЛ внесена запись о нахождении Отделения в стадии ликвидации. Судом установлено, что ликвидируемое Отделение никакого имущества не имеет, отчетность не сдает, из ЕГРЮЛ не исключено, числится в стадии ликвидации, председатель ликвидационной комиссии уволен. Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.09.2011 по делу №А38-1914/2011 с Отделения взыскана недоимка по налогу на прибыль за 2008- 2009 годы, пени за период с 31.03.2009 по 11.03.2011, штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль за 2008-2009 годы, налог на доходы физических лиц и пени по указанному налогу (всего в сумме 1 631 032 руб.). 31.10.2011 Инспекции выдан исполнительный лист АС №003054257 на принудительное взыскание налоговых платежей в общей сумме 1 631 032 руб. Указанный исполнительный лист был предъявлен Инспекцией в орган федерального казначейства и был исполнен в части взыскания налога на доходы физических лиц и пеней по данному налогу. По заявлению клиента в связи с изданием приказа Управления от 21.12.2010 №85 о ликвидации налогоплательщика, лицевой счет Отделения закрыт 14.01.2013, исполнительный лист возвращен Инспекции. В связи с отсутствием расчетных, текущих и лицевых счетов у Отделения Инспекция направила исполнительный лист в Звениговский РОСП УФССП России по Республике Марий Эл. 27.06.2014 Звениговским РОСП УФССП России по РМЭ исполнительное производство от 20.06.2014 №7787/14/22/12 окончено в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и безрезультатностью мер по отысканию его имущества, что подтверждается актом о невозможности взыскания от 27.06.2014. Пункт 2 статьи 49 Кодекса предусматривает при недостаточности средств ликвидируемой организации возложение на ее учредителей (участников) в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, обязанности погасить оставшуюся задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. При применении данной нормы необходимо учитывать, что, поскольку в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). В силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения задолженности) собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств. С 01.01.2011 вступил в силу Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ, в соответствии с которым в пункт 2 статьи 120 ГК РФ внесены изменения о том, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам бюджетного учреждения. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что задолженность Отделения по уплате налогов, пеней и штрафов возникла до 01.01.2011, поэтому в порядке субсидиарной ответственности подлежит взысканию с собственника имущества ликвидируемого Отделения. Довод заявителя о том, что задолженность возникла на основании решения налогового органа от 11.03.2011, не основан на положениях статьи 44 НК РФ. При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №23). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ (в редакции, применяемой к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений. Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод МВД РФ о том, что задолженность Отделения в порядке субсидиарной ответственности подлежит взысканию с ФГКУ УВО МВД по РМ, поскольку оно не обладает полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ. Судом установлено, что приказ о ликвидации Отделения издан Управлением на основании приказа МВД РФ от 15.02.2010 №77 «О дополнительных мерах по реализации Указа Президента РФ от 24.12.2009 №1468». В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 №248, МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (пункт 14 данного Положения). Таким образом, суд правильно определил, что заявитель является администратором доходов и главным распорядителем расходов, связанных с охраной на договорной основе имущества граждан и организаций в рамках осуществления функций, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 2, подпунктом 25 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции», постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №345. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем ФГКУ УВО МВД по РМЭ является Российская Федерация в лице МВД РФ. На основании пунктов 3-5 Устава ФГКУ УВО МВД по РМЭ, утвержденного приказом МВД России от 05.05.2012 №420, полномочия учредителя указанного учреждения осуществляет МВД РФ. При этом указанное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляют МВД России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в пределах их полномочий, установленных нормативными правовыми актами, определяющими компетенцию данных органов. ФГКУ УВО МВД по РМЭ, находится в подчинении МВД по Республике Марий Эл. В бюджетной смете ФГКУ УВО МВД по РМЭ на 2015 год от 31.12.2014 в качестве главного распорядителя бюджетных средств указано МВД РФ. Поэтому учредителем и главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФГКУ УВО МВД по РМЭ является Российская Федерация в лице МВД РФ. ФГКУ УВО МВД по РМЭ, созданное Российской Федерацией в лице МВД РФ, в отношении которого МВД РФ осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств, само не могло являться главным распорядителем бюджетных средств по подведомственным организациям. Суд первой инстанции Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу n А43-33403/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|