Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А39-1387/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияг. Владимир 21 августа 2015 года Дело № А39-1387/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года. Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2015 года. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В., судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2015 по делу № А39-1387/2015, принятое судьей Кшняйкиным Ю.А., по иску Заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов, уполномоченный орган – Территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью « Чамзинский лесхоз», о признании недействительным дополнительного соглашения от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.09.2009 №8/1. В судебном заседании приняли участие представители: от прокурора Республики Мордовия – Щеголева Т.В. на основании поручения от 29.07.2015 № 8-152-2015/11752; от Территориального управления Росимущества в Республике Мордовия – представитель не явился, извещен надлежащим образом; от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия – представитель не явился, извещен надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью « Чамзинский лесхоз» - представитель не явился, извещен надлежащим образом. Заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов. В качестве материального истца указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, которое вступило в дело и поддержало требования прокуратуры. Иск предъявлен к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и к обществу с ограниченной ответственностью «Чамзинский лесхоз». Процессуальный и материальный истцы просят признать недействительным дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.09.2009 №8/1, находящегося в федеральной собственности. Решением от 05.05.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме. Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оспаривая законность вынесенного решения, заявитель указывает, что суд неправомерно привлек к участию в деле Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в качестве «уполномоченный орган». Полагает, что у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия не имеется полномочий по защите интересов Российской Федерации в части договоров аренды лесных участков. Заявитель пояснил, что внесение изменений в условия договора аренды лесного участка обусловлено разработкой проекта освоения лесов, уточняющего количественные и качественные характеристики лесных насаждений, изменяющего объёмы заготовки лесных ресурсов на переданном в пользование лесном участке. Отмечает, что договор аренды содержал условия относительно возможности изменения договора по соглашению сторон, ссылаясь на статью 451 ГК РФ, считает, что изменение материалов лесоустройства и лесохозяйственного регламента относится к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды. Прокуратура Республики Мордовия в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу от 29.07.2015, в котором указала на законность и обоснованность обжалуемого решения, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила, что изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условие о размере арендной платы, по соглашению сторон невозможно, у ответчиков не имелось достаточных оснований для изменения договора аренды лесного участка на основании части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего полномочного представителя. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего полномочного представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела. Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта. Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Минлесхозом и ООО «Чамзинский лесхоз» 23.09.2009 по результатам проведения аукциона заключен договор аренды лесного участка № 8/1 (далее - договор), согласно условиям которого предоставляемый лесной участок, расположенный на территории ГУ «Березниковское территориальное лесничество», площадью 22205,8 га, зарегистрирован в государственном лесном реестре за № 204-2009-06 и является частью лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права № 13 ГА 227731 от 12.02.2008, № 13 ГА 344829 от 09.09.2009, № 13 ГА 318385 от 04.09.2009, № 13 ГА 318384 от 04.09.2009, № 13 ГА 318383 от 04.09.2009, № 13 ГА 318381 от 04.09.2009, № 13 ГА 318382 от 04.09.2009, № 13 ГА 318379 от 04.09.2009, № 13 ГА 318380 от 04.09.2009, № 13 ГА 318386 от 04.09.2009, № 13 ГА 318387 от 04.09.2009, № 13 ГА 318389 от 04.09.2009, № 13 ГА 318388 от 04.09.2009, № 13 ГА 318393 от 04.09.2009). На основании акта приема-передачи от 23.09.2009 лесной участок передан арендатору. Согласно пункту 8 срок действия договора установлен до 23.09.2019. В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата за пользование лесным участком составляет 466 328 руб. в год. 17.07.2012 на основании новых материалов лесоустройства, проведенного методом актуализации и новой редакции лесохозяйственного регламента Березниковского территориального лесничества между Минлесхозом и ООО «Чамзинский лесхоз» заключено дополнительное соглашение, согласно которому в договор от 23.09.2009 № 8/1 внесены изменения в характеристики арендуемого лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов, а также размер арендной платы и распределение арендной платы по срокам внесения. Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Республике Мордовия 01.08.2012. Пунктом 2.1 соглашения размер ежегодной арендной платы по договору аренды снижен до 366 295 руб. в год. Заместитель прокурора Республики Мордовия указывая на то, что соглашение от 17.07.2012 заключено в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (без проведения соответствующего аукциона), обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из доказанности истцами факта того, что заключенное между ответчиками соглашение по существу направлено на предоставление ООО «Чамзинский лесхоз» иного лесного участка в аренду в обход процедуры аукциона. Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта. Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции до 07.05.2013) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем. Частью 4 статьи 87 ЛК РФ предусмотрено, что лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет. Следовательно, при заключении договора аренды лесного участка его стороны должны были предвидеть возможность изменения действующего в тот период лесохозяйственного регламента. В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса. Таким образом, часть 2 статьи 74 названного Кодекса в указанной редакции, действовавшей на дату заключения оспариваемого соглашения, содержала специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключённого на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ. Следовательно, данной нормой исключается применение положений гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13, механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьёй 451 ГК РФ, в данном случае не может быть использован по следующим причинам, во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьёй 74 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ); во-вторых, изменение объёма подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенным изменениям обстоятельств, которые стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора. Как следует из протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.09.2009 № 2, на основании которого 23.09.2009 заключен договор аренды лесного участка № 8/1, размер годовой платы определен в сумме 466 328 руб. в год и в силу приведенных норм права не может быть уменьшен. Исходя из содержания оспариваемого дополнительного соглашения, размер арендной платы с 17 июля 2012 года был уменьшен до 366 295 руб. в год в связи с изменением (уменьшением) видов и объемов изъятия лесных ресурсов на основании изменения материалов лесоустройства и лесохозяйственного регламента Березниковского территориального лесничества. При этом, изменение размера арендной платы в сторону уменьшения недопустимо. При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пришёл к правомерному выводу о что дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка от 23.09.2009 №8/1 является ничтожной сделкой. Довод заявителя жалобы о заключении оспариваемого дополнительного соглашения в соответствии с условиями договора аренды был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен. На момент заключения сторонами дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка закон не допускал возможности изменения условий аукциона на основании соглашения сторон договора. Изменение условия о размере арендной платы со ссылкой на статью 421 ГК РФ противоречило установленному в специальной норме части 2 статьи 74 ЛК РФ прямому запрету на изменение условий такого договора. С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка. Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела. Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2015 по делу № А39-1387/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия. Председательствующий судья Л.В. Бухтоярова Судьи О.Ю. Александрова Е.Н. Наумова Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А38-382/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|