Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А39-1387/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                      

21 августа 2015 года                                                   Дело № А39-1387/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  21 августа 2015 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,

судей  Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2015 по делу № А39-1387/2015, принятое судьей Кшняйкиным Ю.А., по иску Заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов, уполномоченный орган – Территориальное управление Росимущества в Республике Мордовия к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, обществу с ограниченной ответственностью « Чамзинский лесхоз», о признании недействительным дополнительного соглашения от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.09.2009 №8/1.

В судебном заседании приняли участие представители:

от прокурора Республики Мордовия – Щеголева Т.В. на основании поручения от 29.07.2015 № 8-152-2015/11752;

от Территориального управления Росимущества в Республике Мордовия – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от общества с ограниченной ответственностью « Чамзинский лесхоз» - представитель не явился, извещен надлежащим образом.

Заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов. В качестве материального истца указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, которое вступило в дело и поддержало требования прокуратуры.

Иск предъявлен к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и к обществу с ограниченной ответственностью «Чамзинский лесхоз».

Процессуальный и материальный истцы просят признать недействительным дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.09.2009 №8/1, находящегося в федеральной собственности.

Решением от 05.05.2015 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оспаривая законность вынесенного решения, заявитель указывает, что суд неправомерно привлек к участию в деле Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия в качестве «уполномоченный орган». Полагает, что у  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия не имеется полномочий по защите интересов Российской Федерации в части договоров аренды лесных участков.

Заявитель пояснил, что внесение изменений в условия договора аренды лесного участка обусловлено разработкой проекта освоения лесов, уточняющего количественные и качественные характеристики лесных насаждений, изменяющего объёмы заготовки лесных ресурсов на переданном в пользование лесном участке. Отмечает, что договор аренды содержал условия относительно возможности изменения договора по соглашению сторон, ссылаясь на статью 451 ГК РФ, считает, что изменение материалов лесоустройства и лесохозяйственного регламента относится к существенному изменению обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды.

Прокуратура Республики Мордовия в судебном заседании поддержала доводы, изложенные  в отзыве на апелляционную жалобу от 29.07.2015, в котором указала на законность и обоснованность обжалуемого решения, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Пояснила, что  изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, в том числе условие о размере арендной платы, по соглашению сторон невозможно, у ответчиков не имелось достаточных оснований для изменения договора аренды лесного участка на основании части 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации.

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего полномочного представителя.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего полномочного представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Минлесхозом и ООО «Чамзинский лесхоз» 23.09.2009 по результатам проведения аукциона заключен договор аренды лесного участка № 8/1 (далее - договор), согласно условиям которого предоставляемый лесной участок, расположенный на территории ГУ «Березниковское территориальное лесничество», площадью 22205,8 га, зарегистрирован в государственном лесном реестре за № 204-2009-06 и является частью лесных участков, находящихся в собственности Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права № 13 ГА 227731 от 12.02.2008, № 13 ГА 344829 от 09.09.2009, № 13 ГА 318385 от 04.09.2009, № 13 ГА 318384 от 04.09.2009, № 13 ГА 318383 от 04.09.2009, № 13 ГА 318381 от 04.09.2009, № 13 ГА 318382 от 04.09.2009, № 13 ГА 318379 от 04.09.2009, № 13 ГА 318380 от 04.09.2009, № 13 ГА 318386 от 04.09.2009, № 13 ГА 318387 от 04.09.2009, № 13 ГА 318389 от 04.09.2009, № 13 ГА 318388 от 04.09.2009, № 13 ГА 318393 от 04.09.2009).

На основании акта приема-передачи от 23.09.2009 лесной участок передан арендатору.

Согласно пункту 8 срок действия договора установлен до 23.09.2019.

В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата за пользование лесным участком составляет 466 328 руб. в год.

17.07.2012 на основании новых материалов лесоустройства, проведенного методом актуализации и новой редакции лесохозяйственного регламента Березниковского территориального лесничества между Минлесхозом и ООО «Чамзинский лесхоз» заключено дополнительное соглашение, согласно которому в договор от 23.09.2009 № 8/1 внесены изменения в характеристики арендуемого лесного участка и его насаждений, цели и объемы использования лесов, а также размер арендной платы и распределение арендной платы по срокам внесения.

Дополнительное соглашение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Республике Мордовия 01.08.2012.

Пунктом 2.1 соглашения размер ежегодной арендной платы по договору аренды снижен до 366 295 руб. в год.

Заместитель прокурора Республики Мордовия указывая на то, что соглашение от 17.07.2012  заключено в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (без проведения соответствующего аукциона), обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из доказанности истцами факта того, что заключенное между ответчиками соглашение по существу направлено на предоставление ООО «Чамзинский лесхоз» иного лесного участка в аренду в обход процедуры аукциона.

Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции до 07.05.2013)  сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем.

Частью 4 статьи 87 ЛК РФ предусмотрено, что лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Следовательно, при заключении договора аренды лесного участка его стороны должны были предвидеть возможность изменения действующего в тот период лесохозяйственного регламента.

В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.

Таким образом, часть 2 статьи 74 названного Кодекса в указанной редакции, действовавшей на дату заключения оспариваемого соглашения, содержала специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключённого на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Следовательно, данной нормой исключается применение положений гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 № 12157/13, механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьёй 451 ГК РФ, в данном случае не может быть использован по следующим причинам, во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьёй 74 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ); во-вторых, изменение объёма подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенным изменениям обстоятельств, которые стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.

Как следует из протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.09.2009 № 2, на основании которого 23.09.2009 заключен договор аренды лесного участка № 8/1, размер годовой платы определен в сумме 466 328 руб. в год и в силу приведенных норм права не может быть уменьшен.

Исходя из содержания оспариваемого дополнительного соглашения, размер арендной платы с 17 июля 2012 года был уменьшен до 366 295 руб. в год в связи с изменением (уменьшением) видов и объемов изъятия лесных ресурсов на основании изменения материалов лесоустройства и лесохозяйственного регламента Березниковского территориального лесничества.

При этом, изменение размера арендной платы в сторону уменьшения недопустимо.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, пришёл к правомерному выводу о что дополнительное соглашение от 17.07.2012 к договору аренды лесного участка от 23.09.2009 №8/1 является ничтожной сделкой.

Довод заявителя жалобы о заключении оспариваемого дополнительного соглашения в соответствии с условиями договора аренды был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно  отклонен.

На момент заключения сторонами дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка закон не допускал возможности изменения условий аукциона на основании соглашения сторон договора. Изменение условия о размере арендной платы со ссылкой на статью 421 ГК РФ противоречило установленному в специальной норме части 2 статьи 74 ЛК РФ прямому запрету на изменение условий такого договора.

С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Иные аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.

Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу  фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.  Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.05.2015 по делу № А39-1387/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу  Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия  –  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья          

Л.В. Бухтоярова

Судьи

О.Ю. Александрова

Е.Н. Наумова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу n А38-382/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также