Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу n А43-30686/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г.Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                               Дело № А43-30686/2007-21-730

24 июля 2008 года.

Резолютивная часть постановления  объявлена 17.07.2008.

Полный текст постановления изготовлен  24.07.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Казаковой Н.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фармассоциация» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2008, принятое по делу №А43-30686/2007-21-730, принятое судьей Чернышовым Д.В.,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Фармассоциация» к Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области, государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» о признании конкурса недействительным,

при участии:

от истца – Васильев О.И. по доверенности от 09.01.2008 (сроком до 31.12.2008);

от ответчиков: Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области – Грачев С.В. паспорт серия 2208 № 067002 ОУФМС России по Нижегородской области в Нижегородском районе г. Н.Новгорода от 31.01.2008, распоряжение от 26.01.2007 № 76-р; Киселева О.Е. по доверенности от 01.06.2008 № 17 (сроком на 1 год); ГП Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» – Ульянова В.В. по доверенности от 07.07.2008 № 2 (сроком до 31.12.2008),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фармассоциация» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области и государственному предприятию Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» о признании торгов, проведенных 23.11.2007 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению государственных лечебно -  профилактических учреждений Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, недействительным, а также просит признать недействительным заключенный по результатам торгов государственный контракт №535 от 07.12.2007 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Свои требования истец основывает на части 4 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции» и статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что конкурсная документация к торгам, а также торги от 23.11.2007 года не соответствуют закону.

Решением от 09.04.2008 Арбитражный суд Нижегородской области в иске отказал.

Общество с ограниченной ответственностью «Фармассоциация», не согласившись с принятым решением от 09.04.2008, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый судебный акт на основании пунктов 1, 3, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в связи с  неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неприменением закона, подлежащего применению; нарушением норм процессуального права.

Заявитель жалобы считает, что судом ошибочно сделан вывод о том, что в связи со спецификой товаров, являющихся предметом поставки и требованиями законодательства о лицензировании, Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области правомерно включило в конкурсную документацию требование к участникам конкурса в части наличия действующих лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Заявитель, ссылаясь на часть 1, 4 статьи 10 ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», считает, что торги незаконно были проведены в форме конкурса.

Торги 23.11.2007 были проведены с существенным нарушением требований пунктов 2 и 3 части 1, частей 2 и 3 ст. 17 ФЗ-115 «О защите конкуренции», а именно создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов, ограничение конкуренции между участниками торгов путем ограничения доступа к участию в торгах, а также путем включения в состав лотов товаров технологически и функционально не связанной с товарами, поставки, которых являются предметом торгов.

Кроме того, судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что  Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области не является юридическим лицом.

В заседании суда заявитель жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.

В заседании суда и отзыве представители Управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области и ГП Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» возразили против доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв  до 17.07.2008.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы,  суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим частичной отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что во исполнение распоряжения Правительства Нижегородской области от 13.09.2007 № 1418-р «Об организации обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области» проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению указанными товарами.

В соответствии с протоколами вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 23.11.2007 № 366-1 и от 26.11.2007 № 366-2 соответственно на участие в открытом конкурсе подано три заявки: ООО «БИОТЭК-Поволжье», ГП НО «Нижегородская областная фармация», ООО «Фармассоциация». По результатам конкурса победителем признано ГП НО «Нижегородская областная фармация», с которым Департамент здравоохранения Нижегородской области 07.12.2007 заключил государственный контракт № 535.

По правилам статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, истец в обоснование заявленных требований должен представить надлежащие доказательства существенного нарушения установленных законом правил при проведении упомянутых торгов в форме открытого конкурса.

В соответствии с разделом 2 конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению государственных лечебно-профилактических учреждений Нижегородской области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения исполнитель осуществляет закупку, прием, хранение, сертификацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения и поставку указанной продукции. Перечень поставляемых лекарственных средств закреплен программой государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 02.11.2007 № 408. Среди лекарств, входящих в указанный перечень имеются наркотические и психотропные вещества, хранение, перевозка, отпуск, реализация, приобретение, изготовление и уничтожение которых осуществляется только при наличии соответствующей лицензии в силу статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 и пункту 10 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа о соответствии участников установленным законодательством Российской Федерации требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В связи со спецификой товаров, являющихся предметом поставки и требованиями законодательства о лицензировании Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области правомерно включило в конкурсную документацию (раздел 7) требование к участникам конкурса в части наличия действующих лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Из приложения № 2 к протоколу от 23.11.2007 № 366-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта следует, что истец лицензий в подтверждение права на осуществление упомянутой деятельности не представил. Таким образом, организатор торгов правомерно отказал в допуске истцу к участию в конкурсе, что отражено в протоколе от 26.11.2007 № 366-2, а также письме от 26.11.2007 № 522-2592/07.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Как следует из диспозиций вышеприведенной нормы, обращаться с иском о признании торгов, как односторонней оспоримой сделки, недействительными может не любой субъект гражданских правоотношений, а лишь заинтересованное лицо, права и законные интересы которого нарушены. Таким образом, обращаясь с настоящим иском ООО «Фармассоциация» должно представить доказательства нарушения своих прав и законных интересов.

Пунктом 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются.

Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. При этом избрание способа защиты гражданских прав в силу статьей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет лицо, обратившееся за судебной защитой.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца при проведении торгов, поскольку последний обоснованно к участию в них не допущен. При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют и такой способ защиты права, как признание торгов недействительными по иску не участвовавшего в торгах истца не может быть применен.

Требование о признании недействительным госконтракта, заключенного по результатам торгов, также по этим основаниям не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклоняются ввиду вышеизложенного.

Согласно сообщению инспекции ФНС России по Нижегородскому району от 25.03.2008 и постановления Правительства Нижегородской области от 22.12.2006 № 424 Управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области не обладает статусом юридического лица.

Вместе с тем, данное обстоятельство является основанием не для отказа в удовлетворении требований к данному ответчику, как ошибочно посчитал суд, а для прекращения в этой части производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для частичной отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.

 В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.04.2008 по делу  №А43-30686/2007-21-730 в части отказа в удовлетворении исковых требований к ответчику - Управлению по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области – отменить.

Производство по делу в данной части прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фармассоциация» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Фармассоциация» из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению №002225 от 25.04.2008.

Справку на возврат госпошлины выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный  срок со дня его принятия.

Председательствующий                                                                     А.И. Вечканов

Судьи                                                                                                   Н.А.Казакова

                                                                                                              Ю.В. Протасов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу n А39-1264/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также