Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А38-764/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10 ________________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

                                                                           

31 июля 2015 года                                                              Дело № А38-764/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.05.2015

по делу № А38-764/2015,

принятое судьей Лежниным В.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кожевенно-меховая фабрика «МАРИТАЛ» (ОГРН 1031200424683, ИНН 1215090197, г. Йошкар-Ола, ул. Аленкино, д. 1)

о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Республике Марий Эл,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кожевенно-меховая фабрика «МАРИТАЛ» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее – Территориальное управление), выразившегося в уклонении от предоставления в собственность Общества земельного участка с кадастровым номером 12:04:0200101:0002 общей площадью 3 704 844 кв.м, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, участок расположен в северо-восточной, восточной, юго-восточной частях кадастрового квартала, и об обязании Территориального управления в месячный срок со дня принятия Арбитражным судом Республики Марий Эл решения по настоящему делу принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанного земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его в адрес Общества.

Решением от 14.05.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил требование Общества.

Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела,  неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 14.05.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, в результате межевания на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 12:04:0200101:0002 общей площадью 3 704 844 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, местоположение: Республика Марий Эл, Медведевский район, северо-восточная, восточная, юго-восточная части кадастрового квартала.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.04.2007 собственником указанного земельного участка является Российская Федерация.

Распоряжением от 05.12.2007 № 530 Территориальное управление предоставило ООО «Золотое Руно» в аренду земельный участок с кадастровым номером 12:04:0200101:0002 общей площадью 3 704 844 кв.м для сельскохозяйственного использования в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, сроком на 49 лет.

05.12.2007 между Территориальным управлением и ООО «Золотое Руно» заключен договор аренды № 998-Ф земельного участка, который  передан арендатору по акту от 05.12.2007. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке 17.12.2007 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

На основании договора от 29.09.2011 ООО «Золотое Руно» в соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) передало все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 05.12.2007 № 998-Ф Обществу. Земельный участок передан по акту от 29.09.2011.

07.11.2011 договор уступки прав и обязанностей зарегистрирован в ЕГРП. При этом арендодатель земельного участка в установленном порядке был уведомлен о состоявшейся сделке.

Таким образом, с 29.09.2011 арендатором спорного земельного участка стало Общество. Сведения об арендаторе внесены в ЕГРП.

19.11.2014 Общество в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2012 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) обратилось в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

Поскольку в установленный законом срок ответ от Территориального управления на данное заявление не поступил, Общество 20.01.2015 обратилось с заявлением о предоставлении мотивированного ответа на заявление от 19.11.2014.

Письмом от 30.01.2015 № 01-245 Территориальное управление сообщило Обществу, что для получения поручения по заключению договора купли-продажи земельного участка комплект документов Общества был сформирован 24.12.2014, но по причине технической ошибки был направлен в Федеральное агентство по управлению  государственным имуществом (Росимущество) только 26.01.2015. До настоящего времени ответ из Центрального аппарата Росимущества о результатах рассмотрения заявления Общества не поступил.

Посчитав бездействие Территориального управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в  арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 ЗК РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктом 1, пунктом 4.6 раздела II Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

По поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар (пункт 4.2.27 раздела II указанного Положения).

Следовательно, именно Территориальное управление как уполномоченный орган обязано рассмотреть заявку Общества о предоставлении находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка в собственность, принять соответствующее решение и направить проект договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

При этом вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.

На этом основании суд правомерно отклонил доводы Территориального управления о невозможности принятия решения о предоставлении Обществу в собственность спорного земельного участка в связи с отсутствием соответствующего поручения Росимущества.

Несостоятельной в этой связи является и позиция Территориального управления о замене ненадлежащего заинтересованного лица либо привлечении Росимущества в качестве второго ответчика.

Согласно части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на категории, в том числе выделяются земли сельскохозяйственного назначения.

На основании части 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом                      № 101-ФЗ. Образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим Кодексом и Федеральным законом № 101-ФЗ.

Специальный правовой режим земель сельскохозяйственного назначения обусловлен необходимостью их целевого использования, что следует из норм пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 78 ЗК РФ, а также подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ.

Исходя из приведенных норм права и учитывая, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе целевого использования земельных участков, принадлежность спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении его в частную собственность.

Норма части 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ предусматривает такое основание приобретения в собственность земель сельскохозяйственного назначения как приобретение земельного участка юридическим лицом, арендующим земельный участок, по истечении трех лет с момента заключения

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А79-2429/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также