Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А79-1469/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и прекратить производство по делу

г. Владимир     

30 июля 2015 года                                                      Дело № А79-1469/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2015 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Соловьевой М.В.,

судей Вечканова А.И., Логиновой О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.В.,

в отсутствие  представителей сторон,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.04.2015 по делу № А79-1469/2015, принятое судьей Афанасьевым А.А.,

по иску администрации города Чебоксары Чувашской Республики                   (ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037, г. Чебоксары) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, г. Чебоксары, при участии  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства финансов Чувашской Республики, Министерства внутренних дел по Чувашской Республике, о взыскании                                       1 439 788 руб. 80 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

 

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республике (далее – ответчик, Минфин РФ, Министерство) о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары убытков в размере 1 439 788 руб. 80 коп., понесенных в результате предоставления квартиры № 163 общей площадью 32,8 кв.м. в доме № 18 к. 1 по ул. Дементьева г. Чебоксары участковому уполномоченному милиции Андрееву Александру Петровичу.

Арбитражным судом Чувашской Республики в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.

Решением от 28.04.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики заявленные требования удовлетворил, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары Чувашской Республики  убытки в размере 1 439 788 руб. 80 коп., понесенные в результате предоставления благоустроенной квартиры № 163, общей площадью 32,8 кв.м., в доме № 18, корпус 1 по ул. Дементьева в городе Чебоксары участковому уполномоченному милиции Андрееву Александру Петровичу.

Не согласившись с принятым по делу решением  Минфин РФ  обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с не полным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что истец не доказал убытки, поскольку представленные им документы: договор социального найма; выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отчет оценки не являются доказательствами, подтверждающими произведенные фактические расходы истца на строительство или приобретение квартиры для участкового уполномоченного милиции.

Более того, истец не представил первичные бухгалтерские документы (договор (контракт), платежные поручения), подтверждающие объемы затрат муниципальных средств на строительство данной квартиры.

Поскольку вышеуказанная квартира была приобретена на основании муниципального контракта № 47 на приобретение жилья для граждан по решениям судов от 12.11.2012 № 47 (28.12.2012, № 21-21-01/257/2012-357) согласно данным Выписки из Единого реестра муниципальной собственности г. Чебоксары от 22.12.2014 № 12032, считает, что реальный размер убытков определен данным муниципальным контрактом, а не стоимостью квартиры определенной согласно отчету рыночной стоимости ИП Карташевой Е.А. от 13.02.2015 № 71/14/12.

Полагает, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался отчетом оценщика об определении рыночной стоимости недвижимости и не учитывал Приказ Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012. № 225 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на второе полугодие 2012 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 года» и Приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012                    № 117/ГС «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2013 года и показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2013 года», которым определен норматив рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Чувашской Республике. Цена квартиры согласно Выписки от 22.12.2014 №12030 по вышеназванному муниципальному контракту входит в рамки нормативов стоимости 1 кв. метра.

Указывает, что судом необоснованно указана стоимость переданного в наем жилого помещения со ссылкой на выписку из Единого реестра муниципальной собственности от 22.12.2014 №12030 в сумме                                           1 439 788 руб. 80 копеек, несмотря на то, что данная выписка такую сумму не содержит.

Поясняет, что Министерству внутренних дел по Чувашской Республике из федерального бюджета выделялись денежные средства на приобретение жилья для сотрудников органов внутренних дел, которые ежегодно предусматриваются законом о федеральном бюджете.

Считает, что судом не привлечен надлежащий ответчик - публично правовое образования в лице соответствующего органа.

Истец и ответчик ходатайствовали о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.

До рассмотрения жалобы по существу 22.07.2015 в апелляционный суд от администрации г.Чебоксары в  порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации поступило ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания 219 628 руб. 80 коп. убытков.

Заявление подписано представителем администрации г.Чебоксары Павловой А.Н. по доверенности от 12.01.2015 № 29/01-13.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

В связи с частичным отказом истца от иска в апелляционной инстанции производство по делу в отношении взыскания                                      219 628 руб. 80 коп. убытков подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение в указанной части - отмене.

Спор рассматривается в отношении оставшейся части требований.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 09.06.2010 по делу №2-2226/2010 суд обязал администрацию города Чебоксары предоставить Андрееву Александру Петровичу, являющемуся участковым уполномоченным милиции, на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение по установленным нормам.

Постановлением администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики от 12.12.2012 № 1647 участковому уполномоченному милиции Андрееву Александру Петровичу по договору социального найма предоставлена квартира № 163 общей площадью 32,80 кв.м в доме № 18, корпус 1, по ул. Дементьева города Чебоксары.

Согласно отчету индивидуального предпринимателя Карташевой Елены Александровны об оценке от 13.02.2015 № 71/14/12 рыночная стоимость объекта недвижимости – квартиры, общей площадью 32,8 кв.м, по адресу: г. Чебоксары, ул. Дементьева, д. 18/1, кв.163, составляет                              1 439 788 руб. 80 коп.

В соответствии с выпиской из Единого реестра муниципальной собственности от 22.12.2014 № 12030 переданное в социальный наем недвижимое имущество, стоимость которого составляет                                               1 439 788 руб. 80 коп., являлось собственностью муниципального образования города Чебоксары, но в результате исполнения вышеназванного решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения, в связи с чем бюджету города Чебоксары причинены убытки.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991                           № 1026-1 «О милиции», действовавшего на момент предоставления квартиры, сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции – не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

При этом источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при её реализации, данной нормой не определён.

Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции, исходя из смысла части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при её осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).

Исходя из правовой позиции, изложенной в Определениях от 08.07.2004 № 303-О «По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», от 15.02.2005 № 58-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона «О милиции», от 17.10.2006 № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона «О милиции» часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.

Указанная правовая позиция сохраняет свою силу и в соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Судом установлено, что денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись. Доказательства обратного в деле отсутствуют.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вместе с тем, возмещение расходов администрации г. Чебоксары на обеспечение жильём участковых уполномоченных милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. В рассматриваемом случае решающее значение имеет факт предоставления муниципального жилого помещения участковым уполномоченным милиции, относящимся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.

Переданная в социальный наем квартира, рыночная стоимость которой составляет 1 439 788 руб. 80 коп., являлась собственностью муниципального образования, но в результате исполнения упомянутого решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения, в связи с чем бюджету муниципального образования причинены расходы.

Предоставив жилое помещение Андрееву А.П. администрация                       г. Чебоксары в силу жилищного законодательства, не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, так как оно обременено жилищными правами граждан и не может исполнить собственные обязательства за счёт данного жилого помещения. Таким образом, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация г. Чебоксары будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.

Квартира, переданная в социальный наём, являлась собственностью муниципального

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу n А11-2796/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также