Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А39-681/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru _______________________________________________________ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир
14 июля 2008 года Дело № А39-681/2008-47/3 Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Апрель» на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.04.2008 по делу № А39-681/2008-47/3, принятое судьей Полубояровой Г.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Апрель» о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 24.12.2007 о привлечении к административной ответственности, при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Апрель» - Старцева А.Н. директора на основании протокола от 22.02.2008; от Министерства природных ресурсов Республики Мордовия - не явились (уведомление № 3909), и установил: общество с ограниченной ответственностью «Апрель» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным постановления Министерства природных ресурсов Республики Мордовия (далее – Министерство) от 24.12.2007 о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением от 17.04.2008 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Обществу в удовлетворении требования. При этом суд пришел к выводу, что Обществом пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренный пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, срок на обжалование постановления Министерства им не пропущен, поскольку Общество хотя и ошибочно, но своевременно обратилось с заявлением об его оспаривании в Ленинский районный суд г. Саранска, который направил заявление на рассмотрение по подведомственности в Арбитражный суд Республики Мордовия; определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.01.2008 заявление Общества было оставлено без движения до 18.02.2008, а впоследствии возвращено; 29.02.2008 Общество повторно обратилось в арбитражный суд с аналогичным заявлением, посчитав, что срок для обжалования изначально был соблюден и уже в дальнейшем пропущен быть не может. В дополнении к апелляционной жалобе Общество указало, что в нарушение части 2 статьи 23.22 КоАП дело об административном правонарушении было рассмотрено государственным инспектором в области охраны окружающей природной среды, тогда как такие полномочия предоставлены государственным инспекторам по геологическому контролю, о чем имеется официальный ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия от 25.01.2008. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, при этом пояснив, что суду первой инстанции заявлялось ходатайство о восстановлении срока на обжалование оспариваемого постановления, который пропущен по уважительным причинам: болезни бывшего директора Общества и передачи полномочий новому директору. Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему отклонило доводы Общества, просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.07.2008 объявлялся перерыв до 16 час. 30 мин. 14.07.2008. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.04.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. 24.10.2007 специалистом Министерства совместно с сотрудниками Управления по налоговым преступлениям МВД Республики Мордовия проведена внеплановая проверка деятельности Общества, в ходе которой установлено, что на основании договора о совместной деятельности, заключенного между Обществом и государственным унитарным предприятием Республики Мордовия «Совхоз Красное Сельцо», Обществом осуществляется добыча строительного песка в карьерной выемке, расположенной в 500-600 метрах севернее с. Русский Шебдасс, а также в пределах границ Шебдасского месторождения при отсутствии соответствующей лицензии, поскольку в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 19.09.2007 № 34-н имевшаяся у государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Совхоз Красное Сельцо» лицензия СРН № 00479 ТЭ прекратила свое действие. Правонарушение отражено в акте проверки от 24.10.2007. По указанному факту заместителем Рузаевского межрайонного прокурора 30.11.2007 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее определение, а постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Мордовия от 24.12.2007 Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 7.3 КоАП с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. Из материалов дела видно, что копия оспариваемого постановления вручена директору Общества 24.12.2007, с заявлением о признании его незаконным Общество первоначально обратилось в Ленинский районный суд г. Саранска в срок, не превышающий установленного срока для обжалования. Ленинским районным судом г. Саранска указанное заявление Общества было направлено по подведомственности в Арбитражный суд Республики Мордовия. Определением от 23.01.2008 Арбитражный суд Республики Мордовия оставил заявление Общества без движения до 18.02.2008, а определением от 19.02.2008 - возвратил его Обществу в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения. 29.02.2008 Общество повторно обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с аналогичным заявлением. При этом в заявлении от 09.04.2008 Общество просило восстановить пропущенный срок для обжалования. Указав на отсутствие уважительных причин пропуска срока на обжалование, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Обществу в восстановлении пропущенного срока и удовлетворении требования. В соответствии с пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя. По смыслу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о восстановлении срока на обжалование подлежит удовлетворению при наличии предельно допустимого срока для восстановления и доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование. Вместе с тем законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда. В качестве уважительности причин пропуска срока, установленного пунктом 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество указало на болезнь бывшего директора Общества и решение вопроса о передаче полномочий новому директору. В обоснование суду апелляционной инстанции представлена справка № 129 Врачебно-консультационной комиссии МУЗ «Городская поликлиника № 3» г. Саранска о нахождении бывшего директора Общества Гутрова И.Н. на амбулаторном лечении с 19.02.2008 по 29.02.2008. Из представленного с апелляционной жалобой протокола внеочередного общего собрания участников Общества от 22.02.2008 видно, что на нем принято решение об увольнении с 22.02.2008 Гутрова И.Н. и назначении на должность директора Общества с 23.02.2008 Старцева А.Н. По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, указанные обстоятельства подтверждают наличие уважительных причин пропуска срока на обжалование. Учитывая, что первоначально заявление Обществом было направлено в Ленинский районный суд г. Саранска своевременно, а также незначительную просрочку, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что его ходатайство о восстановлении срока на обжалование подлежит удовлетворению. Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции находит требование Общества также подлежащим удовлетворению. Как следует из материалов дела, 24.12.2007 старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальник отдела недропользования Министерства природных ресурсов Республики Мордовия Федотова В.Ф. рассмотрела в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 КоАП, о чем вынесла соответствующее постановление. Оспаривая указанное постановление в арбитражном суде, Общество привело в качестве одного из доводов рассмотрение дела об административном правонарушении и вынесение постановления от 24.12.2007 неуполномоченным лицом. На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В соответствии со статьей 23.22 КоАП дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.3 КоАП, рассматривают органы, осуществляющие государственный геологический контроль. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293 утверждено Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в силу пункта 3 которого государственный геологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, являющейся органом государственного геологического контроля, и ее территориальными органами. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический контроль по вопросам: соблюдения недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; выполнения условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование участками недр (пункт 4 Положения). В пункте 8 названного Положения приведен перечень должностных лиц, осуществляющих государственный геологический контроль от имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, одновременно по должности являющихся государственными инспекторами по геологическому контролю. Указанный перечень соответствует перечню лиц, поименованных в части 2 статьи 23.22 КоАП, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный геологический контроль. Согласно пункту 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Исходя из приведенных законодательных норм, действующих в период принятия оспариваемого постановления, полномочным органом, осуществляющим государственный геологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы. Следовательно, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено, а постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.3 КоАП, может быть вынесено только должностным лицом указанного органа. Как видно из материалов дела, оспариваемое постановление от 24.12.2007 вынесено старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Мордовия, начальником отдела недропользования Министерства природных ресурсов Республики Мордовия. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 30.05.2006 № 217 Министерство природных ресурсов Республики Мордовия в пределах своей компетенции осуществляет организацию и ведение регионального государственного экологического контроля в области охраны окружающей среды на территории Республики Мордовия, в том числе за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр. Государственный геологический контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в компетенцию Министерства природных ресурсов Республики Мордовия не входит, а значит, его должностное лицо не вправе было рассматривать в отношении Общества дело об административном правонарушении, предусмотренном Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2008 по делу n А79-1539/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|