Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А79-9011/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                

23 июня 2015 года                                                    Дело №А79-9011/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2015.

В полном объеме постановление изготовлено 23.06.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Родиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юго-Западный рынок» (ИНН 2129038893, ОГРН 1022101270586) на решение Арбитражного суда Чувашской Республике-Чувашии от 23.03.2015 по делу №А79-9011/2014, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике к обществу с ограниченной ответственностью «Юго-Западный рынок» о взыскании                             43 570 руб. 36 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Юго-Западный рынок» - Яковлев Ю.А. по доверенности от 27.01.2015.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Обществом с ограниченной ответственностью «Юго-Западный рынок» (далее – ООО «Юго-Западный рынок», Общество, заявитель) в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее – Управление, Росприроднадзор) были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2013 года.

В ходе проверки правильности расчетов Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду по разделу 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» (по производственной территории (при неорганизованном сбросе) в общей сумме 76 504 руб.                    14 коп.

С учетом частичной оплаты сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сброс загрязняющих веществ в водосборную площадь за 3-4 кварталы 2013 года составила 43 570 руб. 36 коп.

В адрес Общества было направлено требование от 22.08.2014                   №05/17-3340 об уплате указанной задолженности.

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в указанной выше сумме.

Решением от 23.03.2015 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.

Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и дополнением, в которых сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

По мнению Общества, в связи с осуществлением им неорганизованного сброса на рельеф местности поверхностным стоком, а не в поверхностные или подземные водные объекты, отсутствует обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку нормативы платы за названный неорганизованный сброс не утверждены.

Ссылаясь на положения Водного кодекса Российской Федерации заявитель указывает, что к водным объектам отнесены только поверхностные и подземные водные объекты, поэтому площадь поверхности земли (водосбор) не относится к водным объектам.

Кроме того, по мнению Общества, Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомитетом России по охране окружающей среды, не подлежат применению, так как они не носят нормативно-правового характера. Заявитель также считает, что порядок определения водосборной площади нормативно не установлен.

В судебном заседании представитель ООО «Юго-Западный рынок» поддержал позицию заявителя.

Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Росприроднадзора.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, дополнении и отзыве на нее, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

Обязанность уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ).

Статьей 1 Закона №7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В пункте 2 статьи 16 указанного Закона приведен закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, включающий в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 №284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

В пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (далее - Порядок) установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.

Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998 (далее - Методические указания).

Заключением Министерства юстиции Российской Федерации (письмо от 20.12.1999 №10634-ЭР) Методические указания признаны не нуждающимися в государственной регистрации.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается, в частности, вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (в том числе отведение дождевых и талых вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Приведенное в Методических указаниях определение «неорганизованного сброса загрязняющих веществ» не противоречит статье 16 Закона №7-ФЗ, в которой устанавливается платность негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Заявителем не оспаривается, что расчет платы произведен Росприроднадзором в соответствии с Методическими указаниями.

При этом Общество ошибочно полагает, что нормативными актами не установлен порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, поскольку в соответствии с пунктом 3.1.1 Методических указаний используется показатель «площадь территории (водосбора) природопользователя».

Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляются на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).

Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 Методических указаний).

Указанными Методическими указаниями предлагается методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водоемы с дождевыми, талыми, поливомоечными водами с промышленно-урбанизированных и иных территорий, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ.

Приведенные в Методических указаниях положения о том, что неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляются на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России, воспроизводят положения действующего постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632.

То же самое относится и к содержащемуся в Методических указаниях положению о том, что в случае отсутствия у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы рассчитывается как сверхлимитный сброс.

Следовательно, Методические указания не изменяют положений законодательства, которым устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Как следует из материалов дела, в целях осуществления своей деятельности Общество в спорный период арендовало у администрации г. Чебоксары два земельных участка для эксплуатации временных сооружений продовольственного рынка и для эксплуатации временной автостоянки.

В рассматриваемый период Общество осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами. Данное обстоятельство подтверждается представленными заявителем расчетами платы за 3-4 кварталы 2013 года, справками, приложенными к расчетам платы за спорный период, где отражается расход бензина, дизельного топлива и природного газа.

При осуществлении торговой деятельности и деятельности от предоставления парковочных мест происходит загрязнение территории водостока в связи с использованием различных материалов, продуктов питания, а также от передвижных объектов.

Таким образом, в 3-4 кварталах 2013 года Общество использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения и отходов потребления, с учетом посещения арендуемых площадей людьми и средствами их передвижения.

Поскольку специальное разрешение у ООО «Юго-Западный рынок» отсутствовало, суд обоснованно признал Общество лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Расчет размера платы судом первой инстанции проверен и признан обоснованным.

Методические указания носят рекомендательный характер и предлагаемый ими расчетный путь определения количества загрязняющих веществ может быть использован, если природопользователь не осуществляет соответствующий мониторинг, либо осуществляемый природопользователем мониторинг не позволяет определить все количество загрязняющих веществ, сбрасываемых в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади.

ООО «Юго-Западный рынок» не представило суду иной методики расчетов, документально не обосновало, что определенное Управлением количество загрязняющих веществ не соответствует их фактическому количеству.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Росприроднадзора о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 43 570 руб. 36 коп.

Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают законности и обоснованности принятого судом первой инстанции судебного акта.

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.

Апелляционная жалоба ООО «Юго-Западный рынок» удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.03.2015 по делу №А79-9011/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юго-Западный рынок» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья                                  М.Б. Белышкова

Судьи                                                                         А.М. Гущина

                                                                                   Т.С. Родина        

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А43-28333/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также