Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А43-520/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Владимир 23 июня 2015 года Дело №А43-520/2015 Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2015. В полном объеме постановление изготовлено 23.06.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Родиной Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кулебакскому району Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 по делу №А43-520/2015, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кулебакскому району Нижегородской области о признании незаконным отказа Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кулебакскому району Нижегородской области в поступившем ходатайстве (входящий № 01АП-3157/15 от 02.06.2015) просит рассмотреть в отсутствие представителя. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кулебакскому району Нижегородской области (далее – Управление, Пенсионный фонд, заявитель) на основании представленных расчетов перечислило платежи за негативное воздействие на окружающую среду, включающих плату за размещение отходов производства и потребления за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года, 1-4 кварталы 2013 года, 1 квартал 2014 года в общей сумме 27 493 руб. 24 коп. Полагая, что у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов вследствие заключенных со специализированными организациями договоров, считая их излишне уплаченными, 05.12.2014 Управление обратилось в Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент) с заявлением о возврате 27 493 руб. 24 коп. Департамент, рассмотрев заявление Пенсионного фонда, письмом от 26.12.2014 исх.№01-15/7874 отказал в удовлетворении заявления. При этом, Департамент указал, что наличие договоров на вывоз отходов, заключенных со специализированными организациями, а также хранение отходов не посредством специализированного размещения отходов на полигоне не освобождают хозяйствующий субъект от предусмотренной обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Не согласившись с отказом, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента в части отказа в возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Решением от 18.03.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Управлением требований. Управление, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что Управление не является организацией, осуществляющей хозяйственную или иную деятельность, в результате которой образуются отходы производства и не является природопользователем. Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего. В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ). К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок). Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка). В соответствии со статьей 1 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое). В силу статьи 1, пунктов 1 - 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ, пункта 1 Постановления № 632 размещение отходов производства и потребления является одним из видов негативного воздействия на окружающую природную среду, плата за которое взимается с природопользователей. Согласно статье 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно письму Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов. Поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только лишь в связи с заключением договора на вывод и утилизацию ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались. Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а, следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду. В заключенных заявителем со специализированными организациями договорах на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов и договорах на оказание услуг по вывозу ТБО (т.2 л.д.63-73) обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за отходы, являющиеся собственностью Пенсионного фонда, не предусмотрена. При таких обстоятельствах хранение заявителем отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной приведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, Пенсионный фонд, самостоятельно и добровольно исчислив и внеся плату за размещение отходов производства и потребления, признал такую обязанность в рамках заключенных договоров со специализированными организациями за собой. Таким образом, Департамент правомерно отказал Управлению в возврате 27 493 руб. 24 коп., поскольку указанная сумма платежей за размещение отходов производства и потребления не является излишне уплаченной. Оснований для удовлетворения заявленных Управлением требований у суда не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законности и обоснованности принятого им судебного акта. Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено. Апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит. Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты. Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2015 по делу №А43-520/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кулебакскому району Нижегородской области – без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия. Председательствующий судья М.Б. Белышкова Судьи А.М. Гущина Т.С. Родина Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу n А43-2972/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|