Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу n А79-333/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

«05» июня 2015 года                                                      Дело № А79-333/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 05.06.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Чебоксары Чувашской Республики -Чувашии,

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от                      20.03.2015  по делу № А79-333/2015, принятое судьей Лазаревой Т.Ю.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Исследовательский центр «Бреслер» (ИНН 2129041046,                                     ОГРН 1022101276735) о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации  в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии от 26.12.2014 № 01502314РВ 0000205.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации  в городе Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии (далее по тексту – Управление) проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью «Исследовательский центр «Бреслер» (далее по тексту – Общество) по вопросам правильности исчисления полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.  

По результатам проверки составлен акт от 01.12.2014 № 01502314 АВ 0000205 и принято  решение от 26.12.2014 № 01502314 РВ 0000205. Данным решением Обществу предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть пенсии в сумме 5 267 рублей 48 копеек и соответствующие пени в сумме 7 рублей 17 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые на страховую часть пенсии в сумме 914 рублей 06 копеек, страховые взносы, зачисляемые в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 082 рубля 94 копейки.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании его недействительным.

Решением от 20.03.2015 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на нарушение судом первой инстанции положений Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 212-ФЗ). Указывает, что неуплата страховых взносов в сумме среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; сумм единовременной материальной помощи, оказываемой работодателем своим работникам в связи со смертью брата, выплат работникам при однодневных командировках имеет неблагоприятные последствия для работников, поскольку не включение таких дней в страховой стаж и не поступление страховых взносов на лицевые счета работников влечёт ущемление прав работников при определении размера будущей пенсии.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Из оспариваемого решения усматривается, что основанием для доначисления Обществу страховых взносов и соответствующих сумм пени послужил вывод Управления о неправомерном неначислении Обществом страховых взносов на суммы выплат работнику в связи со смертью члена семьи, выплат суточных при направлении работников в однодневные командировки, среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона №N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Согласно подпункту "и" пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Вместе с тем сам по себе факт наличия между работодателем и его работниками трудовых отношений не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Положением об оплате труда и материальном стимулировании персонала, утвержденным исполнительным директором Общества 01.08.2008 закреплена возможность выплаты материальной помощи работнику в связи со смертью близкого родственника.

Как следует из материалов дела, Общество по заявлениям                 Мочаловой О.В и Тихоновой Г.Т. выплатило материальную помощь в сумме 10 000 рублей каждой в связи со смертью братьев.

Указанные выплаты носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности и качества выполняемой ими работы, не являлись стимулирующими, то есть не связаны с оплатой труда работников, тем самым не подлежат обложению страховыми взносами.

В пункте 2 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами суточные.

Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

В статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 № 4357/12 разъяснено, что денежные средства, выплачиваемые при направлении работника в однодневную командировку, не соответствуют определению суточных, содержащемуся в трудовом законодательстве (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации). В то же время согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации командированному работнику компенсируются иные расходы, понесенные с согласия или ведома работодателя. Такой компенсацией можно считать денежные средства, выплаченные взамен суточных. Порядок и размеры возмещения определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации). Денежные средства (названные суточными), выплаченные работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, не признаются доходом (экономической выгодой), подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц. При этом указанный налог не начисляется в пределах установленного Налоговым кодексом Российской Федерации лимита (пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Положением о служебных командировках, утвержденным исполнительным директором Общества 01.12.2008, Приказом от 26.05.2008  № 01/05-08 об установлении размеров возмещения расходов на служебные командировки (суточные) определен порядок выплаты суточных за каждый день нахождения работников в командировках, в том числе, однодневных в г. Москве, г. Санкт-Петербург и других городах на территории России.

Материалами дела подтверждается, что командировочные удостоверения работников оформлены на один день (т.2 л.д.1-66), поездки осуществлялись в города Москву, Нижний Новгород, Чистополь, Казань, Йошкар-Ола, Арзамас, Саранск, Скопин, Кстово, Калуга, командированным работникам выплачено возмещение расходов в размере, не превышающем норм, установленных локальным нормативным актом заявителя.

При таких обстоятельствах, денежные средства («суточные»), выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в служебные поездки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, и представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона                   № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

При таком правовом регулировании оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Федерального

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу n А79-5368/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также