Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А38-7297/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

«25» мая 2015 года                                                           Дело № А38-7297/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  18.05.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.05.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (ИНН 5027089703, ОГРН 10250032113641) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 27.03.2015 по делу № А38-7297/2014,

принятое судьей Лежниным В.В.

в порядке упрощенного производства по заявлению Центрального банка Российской Федерации о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее – Общество, ООО «Росгосстрах») имеет лицензию на осуществление страхова­ния серии С № 0977 50.

Чернов Дмитрий Владимирович (далее – Чернов Д.В.) 05.08.2014 обратился в филиал ООО «Росгосстрах» в Рес­публике Марий Эл с заявлением о прямом возмещении убытков по факту наступления страхового случая.

ООО «Росгосстрах» 08.10.2014 направило в адрес Чернова Д.В. уведомле­ние об отказе в страховой выплате. Мотивом отказа стало то, что транспортное средство виновника дорожно-транспортного происшествия Молькова Д.А. не было предоставлено для проведения осмотра и независимой технической экспертизы.

Обществом 11.10.2014 проведена оценка стоимости восстанови­тельного ремонта транспортного средства Чернова Д.В.

Впоследствии страховая выплата Чернову Д.В. произведена по платежному поручению от 21.11.2014 №619.

Чернов Д.В. 24.09.2014 обратился  в Центральный банк Российской Федерации с заявлением о нарушении Обществом срока выплаты страхового возмещения.

В ходе проверки сообщения Чернова Д.В. административным органом выявлено на­рушение Обществом под­пункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 №4015-­1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон об организации страхового дела), пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), пункта 70 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263.

По выявленному факту Отделением - Национальным банком по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк, административный орган)  23.12.2014 в отношении Общества составлен  протокол  №88-14-Ю/0014/1020 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Банка в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении ООО «Росгосстрах» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Учитывая, что сторонами не представлено возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.

Решением от 27.03.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл   привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «Росгосстрах» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Общество утверждает, что в нарушение статьи 11.1 Закона об ОСАГО транспортное средство виновника аварии страховщику представлено не было, несмотря на уведомление. Кроме того, извещение о дорожно-транспортном происшествии было заполнено не в полном объеме.

ООО «Росгосстрах» отмечает, что страховая компания виновника дорожно-транспортного происшествия отказала в акцепте заявки Общества ввиду непредставления транспортного средства и заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии не в полном объеме.

Заявитель жалобы полагает, что к рассматриваемому случаю возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Чернов Д.В. ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.

Банк и Чернов Д.В. явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответст­венность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 этой же нормы осуществляется в порядке, установленном федеральными зако­нами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхо­вого дела, установлены Законом об организации страхового дела. Дополнительные требования по осуществлению деятельности в сфере страхования определены также в специальных законах о страховании, в том числе в Законе об ОСАГО.

Названные законы содержат нормы, устанавливающие требования к лицен­зиату и его деятельности, в том числе к квалификации его работников, организа­ционно-правовой форме, условиям осуществления деятельности (наличие и ис­точник происхождения материальных ресурсов, утверждение тарифов и правил страхования, формирование страховых резервов).

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного стра­хования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представ­ляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятель­ности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона об организации страхового дела определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора доку­менты, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, уста­новленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхо­вания (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требова­ния к страховщикам).

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предостав­ляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

Тем самым страховая деятельность подлежит обязательному лицензирова­нию. При этом действующим законодательством не предусмотрено издание от­дельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.

Такие условия установлены Законом об организации страхового дела, под­пункт 1 пункта 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела со­блюдать требования страхового законодательства.

Поэтому в рассматриваемых правоотношениях под лицензионными усло­виями следует понимать непосредственно требования страхового законодатель­ства, в том числе Закона об ОСАГО, Закона об организации страхового дела.

В соответствии со статьей 1 Закона об ОСАГО под договором обязательного страхования гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств понимается договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страхо­вую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхово­го случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обяза­тельного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмот­рены настоящим Федеральным законом, и является публичным.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей в момент обращения Чернова Д.В.) потерпев­ший вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы. Заявление потерпевшего, содержащее требование о страховой выплате, с приложенными к нему документами о наступлении страхового случая и размере подлежащего возмещению вреда направляется страховщику по месту нахожде­ния страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат.

Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

При неисполнении данной обязанности страховщик за каждый день про­срочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был исполнить эту обязанность, от установленной статьей 7 настоящего Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему (пункт 2).

Материалами дела подтверждается, что ответ Общества на заявление Чернова Д.В. о прямом возмещении убытков по факту наступления страхового случая был направлен в адрес последнего лишь 08.10.2014, тогда как тридцатидневный срок, установленный действующим законодательством, истек 05.09.2014.

Изложенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административных правонарушениях  от 23.12.2014 №88-14-Ю/0014/1020 и письмами Общества.

Утверждение Общества о непредставлении транспортного средства виновника аварии и о заполнении извещения о дорожно-транспортном происшествии не в полном объеме судом отклоняются. Событие вменяемого правонарушения заключается в нарушении срока рассмотрения заявления застрахованного лица, а не обоснованности этого заявления, в связи с чем указанные Обществом обстоятельства существенного значения не имеют.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом страхового законодательства, а именно под­пункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела в Российской Федерации, пункта 2 статьи 13 Закона об ОСАГО, пункта 70 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (действовали в момент обращения Чернова Д.В.).

Таким образом, заявитель жалобы осуществлял предпринима­тельскую деятельность с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

У ООО «Росгосстрах» имелась возможность для соблюдения требований страхового законодательства, ответственность за нарушение которого предусмотрена в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО «Росгосстрах» состава административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является правильным.

Мера ответственности определена судом верно в пределах санкции, предусмотренной  в части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Применение штрафа в минимальном размере 30 000 руб. соотносится с характером совершенного деяния.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа  не допущено. Законный представитель заявителя жалобы надлежащим образом извещался о месте и времени составления протокола (л.д.56-57). Кроме того, протокол об административном правонарушении  был составлен в присутствии представителя Общества по доверенности Учаевой Е.Н.  

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об администра­тивном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения правонаруше­ния.

Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен Арбитражным судом Республики Марий Эл в пределах установленного законом срока.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Малозначительность является оценочной категорией, которая определяется судом по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценив

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А79-10982/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также