Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А43-24103/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

25 мая 2015 года                                                      Дело № А43-24103/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено  25.05.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2015

по делу № А43-24103/2014,

принятое судьей Чепурных М.Г.

по заявлению открытого акционерного общества «ГАЗ» (603004, г.Нижний Новгород, пр. Ленина, дом 88; ИНН 5256016658, ОГРН 1025202264405) о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области от 10.11.2014 № РКФ/14-190249,

без участия лиц,

и установил:

открытое акционерное общество «ГАЗ» (далее – ОАО «ГАЗ», Общество») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (далее - Кадастровая палата, уполномоченный орган, орган кадастрового учета) от 10.11.2014 № РКФ/14-190249 об отказе в учёте изменений вида разрешенного использования земельного участка.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г.Нижнего Новгорода (далее - орган местного самоуправления).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.03.2015 заявленные требования удовлетворены и оспариваемее решение Кадастровой палаты по Нижегородской области от 10.11.2014 № РКФ/14-190249 об отказе в учете изменений объекта недвижимости – земельного участка признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган кадастрового учета в порядке, установленном действующим законодательством, в течение десяти дней с момента вступления судебного решения в законную силу осуществить действия по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости в отношении изменения вида разрешенного использования земельного участка на «объекты железнодорожного транспорта станции «Западная». Одновременно суд взыскал с Кадастровой палаты в пользу ОАО «ГАЗ» судебные расходы в размере 2000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Кадастровая палата по Нижегородской области обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.  

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела,  неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Орган кадастрового учета настаивает на том, что решение от 10.11.2014 № РКФ/14-190249 об отказе в учёте изменений вида разрешенного использования земельного участка соответствует положениям пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ГАЗ» выражает несогласие с позицией органа кадастрового учета, считает ее ошибочной и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Кадастровая палата ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Администрация г.Нижнего Новгорода, о дате, времени и месте судебного заседания извещенная надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, отзыв на апелляционную жалобу не представила.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.04.2013 серии 52-АД № 675981 и кадастровому паспорту от 21.03.2013 № К-В(ГКУ)/13-131583 ОАО «ГАЗ» на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 90 914 кв.м, кадастровый номер 52:18:0040227:309, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Автозаводский район, пр.Ленина, 88; категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производство автомобилей.

Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0040227:309 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:176.

25.07.2014 ОАО «ГАЗ» обратилось в Кадастровую палату Нижегородской области с заявлением о государственной регистрации изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040227:309 с «под производство автомобилей» на «объекты железнодорожного транспорта станции «Западная».

08.08.2014 орган кадастрового учета принял решение № РКФ/14-135341 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений, уведомив Общество об отсутствии в Учреждении утвержденных Правил землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде в формате XML – документа, содержащего необходимые для внесения в Государственный кадастр недвижимости соответствующие данные. При этом уполномоченный орган рекомендовал Обществу обратиться в орган местного самоуправления для направления в его адрес в рамках информационного взаимодействия утвержденных Правил землепользования и застройки в г.Нижнем Новгороде в формате, необходимом для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Решением от 10.11.2014 № РКФ/14-190249 Кадастровая палата по Нижегородской области отказала Обществу в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с неисполнением ОАО «ГАЗ» решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений.

Полагая, что решение Учреждения от 10.11.2014 № РКФ/14-190249 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его  права, ОАО «ГАЗ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 7, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 71, постановлением Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 15.11.2005 № 89 и исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципами земельного законодательства являются, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той  или  иной  категории  и разрешенного  использования  в  соответствии  с зонированием территорий и требованиями законодательства; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено  деление земель по целевому назначению на категории.

Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификаторами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон №  221-ФЗ).

В силу статьи 1 Федерального закона №  221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации,  о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Следовательно, действия, связанные с постановкой и ведением кадастрового учета объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.

Согласно статье 3 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2015 по делу n А43-1025/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также