Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу n А43-23628/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияг. Владимир 20 мая 2015 года Дело № А43-23628/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 15.05.2015. Постановление изготовлено в полном объеме 20.05.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И., судей Родиной Т.С., Назаровой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиной Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2014, принятое судьей Моисеевой И.И., по делу № А43-23628/2014 по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) к Федеральному государственному унитарному предприятию «Научно-производственное предприятие «Полет» (ОГРН 1025202608738, ИНН 5258000163) о взыскании 30 553 061 руб. 46 коп. В судебном заседании принимали участие представители: от заявителя – Министерства обороны Российской Федерации – Гончаренко Д.Ю. по доверенности от 10.11.2014 № 212/1/4158; от ответчика – Федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственное предприятие «Полет» – Комлев В.Е. по доверенности от 17.04.2015 №903/13 сроком на 3 года. Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России, истец) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Научно-производственное предприятие «Полет» (далее – Предприятие, ответчик) о взыскании неустойки в сумме 59 610 221 руб. 90 коп.(с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2014 в удовлетворении Министерству обороны Российской Федерации отказано. Не согласившись с принятым судебным актом, Минобороны России обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал Минобороны России в части взыскания неустойки за 173 дня просрочки работ по этапу №10 ОКР. Полагает, что приостановление выполнения работ по контракту полностью не исключает вину ответчика, поскольку акт сдачи приемки работ по этапу № 10 был утвержден заказчиком 15.02.2014, т.е. спустя 418 дней от конечного срока работ по этапу № 10 (25.12.2010). Заявитель не согласен с выводом суда о том, что неготовность объекта 9-А-9675 препятствовала выполнению работ по контракту. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения ответчика к заказчику о необходимости приостановления работ по этапам №10, 11 ОКР «Звено-2». Кроме того, полагает, что суд сделал неправильный вывод о том, что Предприятие не могло выполнить работы по 11 этапу ОКР до согласования «плана-графика», поскольку указанный «план-график» был разработан ответчиком и утвержден заказчиком спустя более чем 2 года после завершения ГИ изделия. По мнению заявителя, общая сумма штрафных санкций по контракту составляет 9 551 955 руб. 28 коп. Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Представитель ответчика считает решение суда законным и обоснованным, принятым с учетом норм материального и процессуального права, а доводы жалобы несостоятельными. Законность и обоснованность судебного акта проверены апелляционной инстанцией по правилам главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, суд оснований для отмены судебного акта не находит. Как усматривается из материалов дела, между ОАО «НПП «Полет» и Минобороны России заключен договор № 1945/62/1 от 10.07.1991 ОКР «Звено-2». В соответствии с уточненной ведомостью исполнения к дополнительному соглашению № 17 от 23.12.2010 ОАО «НПП «Полет» в рамках 10-го этапа должно было выполнить работы в виде «Участия в государственных испытаниях объекта 9-А-9675» и этап 11 «Утверждение РКД изделия 83т120-01 для организации серийного производства», а Министерство обороны РФ обязалось принять и оплатить указанные работы в соответствии с требованиями, изложенными в договоре. Сроки выполнения этапов ОКР согласно примечанию (*), указанному в уточненной ведомости исполнения к дополнительному соглашению № 17, устанавливаются с учетом сроков окончания государственных испытаний объекта 9-А-9675, проводимых организациями Минобороны России. В связи с этим стороны, установили ориентировочные сроки выполнения двух этапов начало 10-го с 01.02.2009 и 11-го с 10.12.2010, а сроки завершения этапов одинаковые - 25.12.2010. Ссылаясь на нарушение ответчиком сроков выполнения работ, истец обратился в суд с настоящим иском. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего. Согласно части 1 и 2 статьи 774 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан: передавать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию; принять результаты выполненных работ и оплатить их. Договором может быть также предусмотрена обязанность заказчика выдать исполнителю техническое задание и согласовать с ним программу (технико-экономические параметры) или тематику работ. В соответствии со статьей 777 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя (пункт 1 статьи 401). Части 1 и 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (введена Федеральным законом от 20.04.2007 года №53-ФЗ). Судом установлено, что согласно уведомлению Заказчика исх. № 248/1/7518 от 14.12.09 работы по 10-му этапу ОКР «Звено-2» были приостановлены по его инициативе с 01 декабря 2009 года, о чем так же свидетельствует и принятое им техническое решение от 17.12.2009. В дальнейшем от Заказчика последовало указание продолжать этап 10 ОКР «Звено-2» со 02 августа 2010 года, что подтверждается письмом от 20.05.2011 исх. № 248/1/2235, в котором он сообщил, что государственные испытания объекта 9-А-9675 в объеме непроверенных пунктов программы испытания продолжены с 20 мая 2011 года согласно указаниям Генерального штаба ВС РФ № 312/8/0952 от 18.05.2011. Фактические сроки выполнения этапа 10 ОКР «Звено-2» были изменены Заказчиком и выполнены Исполнителем в период с 01.02.2009 по 30.10.2011, что подтверждается актом № 1/0/10 от 15.02.2012 года сдачи-приемки выполненных работ по этапу 10 ОКР «Разработка и создание изделия 83т120-01» по договору от 10.07.1991 № 1945/62/1, актом государственных испытаний, утвержденным НГШ ВС РФ (Минобороны РФ) 14 октября 2011 года (Акт является секретным). В соответствии с пунктом 13 типового договора от 10.07.1991 года № 1945/62/1 «Датой исполнения обязательств по отдельным этапам является дата подписания (утверждения) Заказчиком документа, который в соответствии с государственными стандартами ГОСТВ 15.203-79 и ГОСТ В 15.204-79 является основанием для закрытия этого этапа». Таким документом является Акт приемки этапа 10, утвержденный МО РФ 15.02.2012 без замечаний с подтверждением даты принятия работ в период с 10.10.2011 по 14.10.2011, что соответствует срокам утверждения Акта государственных испытаний НГШ ВС РФ от 14.10.2011. Кроме того, по договору № 1945/62/1 от 10.07.1991 с Управлением заказов по совершенствованию технической основы систем управления (УЗС ТОСУ, в/ч 87406) в рамках ОКР «Звено-2» проводится разработка изделия 83т120-01. Изделие 83т120-01 является составной частью объекта 9-А-9675, модернизация которого проводится в рамках ОКР «Звено-2С» по договору № 74024 от 21.11.1997 с управлением авиационной техники и вооружений Департамента МО РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа (управление АТ и В ДОГОЗ). Порядок выполнения ОКР по созданию военной техники в интересах МО РФ определяется ГОСТ РВ 15.203-2001. В соответствии с тактико - техническим заданием (далее ТТЗ) на ОКР «Звено-2С»: - п. 1.1 – «Изделие 83т120-01 создается в рамках ОКР «Звено-2» по отдельному ТТЗ, а так же в соответствии с требованиями, изложенными в данном ТТЗ (на ОКР «Звено-2С»); - п. 17.1 «Порядок выполнения и приемки этапов ОКР должен соответствовать ГОСТ РВ 15.203-2001». Сведения, содержащиеся в Тактико-техническом задании к договору № 1945/62/1 от 10.07.1991 ОКР «Звено-2» и договору № 74024 от 21.11.1997на ОКР «Звено-2С» являются сведениями, содержащими государственную тайну, и приводятся в виде выписок информации несекретного характера. (ТТЗ является секретным). Заключительными этапами ОКР «Звено-2» являются: этап 10 – «Участие в Государственных испытаниях объекта 9-А-9675» и этап 11 – «Утверждение РКД изделия 83т 120-01 для организации серийного производства». В соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001, п. 4.1.1 – «Государственный заказчик ОКР в целях организации и обеспечения своевременного и качественного выполнения ОКР выполняет следующие функции: (дефис 8) - организует и проводит государственные испытания опытных образцов изделий ВТ». В соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001, государственные испытания объекта 9-А-9675 организовывались заказчиком объекта - управлением авиационной техники и вооружений Департамента МО РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа. Государственные испытания (далее – ГИ) объекта 9-А-9675 проведены в период со 2 августа 2010 года по 20 июля 2011 года. Акт ГИ утвержден начальником Генерального штаба 14 октября 2011 года. По требованиям ТТЗ на ОКР «Звено-2» и по ведомости исполнения к договору, для завершения ОКР необходимо выполнить работы по этапу 11: «Утверждение РКД изделия 83т120-01 для организации серийного производства». В соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001 (п. 5.7) этот этап предусматривает необходимость выполнения следующих работ: - реализации рекомендаций и проведения доработок опытных образцов составных частей и УБКТС в целом по результатам Государственных испытаний в соответствии с утвержденным «Планом мероприятий ... по результатам ГИ», - выполнения работ по корректировке РКД и ЭД, доработке программного обеспечения, проверке, согласованию и утверждению РКД межведомственной комиссией (МВК) с присвоением РКД литеры «01», - завершение сертификации изделия 83т 120-01. Кроме этого, в соответствии с «Положением о создании авиационной техники военного назначения» Заказчик должен провести контрольные испытания для проверки выполненных доработок по результатам ГИ. В соответствии с пунктами 1.5.10, 1.5.10.2 «Положения о создании авиационной техники военного назначения» (АТ ВН) работы по «разработке плана мероприятий по корректировке РКД и доработке опытного образца по результатам ГИ» входят в этап «Корректировка и утверждение рабочей конструкторской документации (РКД) для организации серийного производства…», т.е. в этап 11 договора. Во исполнение Акта ГИ (пункт 7.4 Акта ГИ и пункт 113 Плана мероприятий) НПП «Полет» совместно с предприятиями-соисполнителями в течение месяца после утверждения акта разработало «План устранения замечаний и выполнения мероприятий по корректировке рабочей конструкторской документации опытного образца объекта 9-А-9675 и УБКТС по результатам государственных испытаний», согласовало его с 3974 ВП МО, 3152 ВП МО, 1083 ВП МО, 153 ВП МО (в части касающейся), утвердило План мероприятий 14.11.11 и представило на утверждение в УЗС ТОСУ (исх. № 95-125/11 от 23.11.11) и в Управление АТиВ ДГОЗ (исх. № 95-124/11 от 25.11.11). «План мероприятий …» к этому времени был согласован и утвержден всеми организациями, указанными в Акте ГИ (УЗС ТОСУ утвержден 25.11.2011), за исключением Заказчика по объекту - управления АТ и В департамента МО РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа. По результатам ГИ в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203-2001 в течение месяца после утверждения акта ГИ разработан «План мероприятий по корректировке рабочей конструкторской документации и доработке опытного образца модернизированного самолета управления Ил-80М № 86148 по результатам государственных испытаний». «План мероприятий...» утвержден: генеральным директором ФГУП «НПП «Полет» - 14.11.2011 и начальником управления АТ и В ДОГОЗ - 10.03.2013. После утверждения Заказчиком 10.03.2013г. «Плана мероприятий...» начались работы по его выполнению, включенные в этап 11 договора № 1945/62/1. В соответствии с ГОСТ РВ 15.203-2001 (п. 5.7) этот этап предусматривает выполнение работ, которые обозначены в «Плане мероприятий … по результатам ГИ объекта» (п. 114 таблица 4) и укрупнено, их можно разделить на три группы работ, выполняемых поочередно: п. 114 таблица 4 Плана мероприятий: «- Устранить замечания и реализовать рекомендации комиссии в соответствии с настоящим планом мероприятий в установленные сроки. - Обеспечить подготовку и участвовать в проведении проверки доработок, выполненных по результатам ГИ, комиссией, назначенной НГШ. - Доработать РКД, создать комиссию предприятия для проверки комплекта РКД для предъявления ее МВК (ГОСТ 2.902). Оформить Акт о завершении корректировки РКД литеры О1 в соответствии с ГОСТ 15.203-2001.». По этим трем работам в Плане мероприятий в графе «Срок исполнения» указан срок: «В сроки, установленные Гензаказчиком МО РФ (по договору)». При Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу n А79-5036/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|