Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А39-2792/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                                       

30 апреля 2015 года                                                 Дело № А39-2792/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Бухтояровой Л.В.,

судей  Максимовой М.А., Александровой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрельцовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2014 по делу № А39-2792/2014, принятое судьей Алёхиной М.Н., по иску Заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов в лице Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (ОГРН 1091326001502,  ИНН 1326211305) к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия  (ОГРН 1051326063942, ИНН 1326194787), обществу с ограниченной ответственностью «Лесное» (ОГРН 1091314000953, ИНН 1319001096), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федерального агентства лесного хозяйства, о признании недействительным дополнительного соглашения от 19.12.2011 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.11.2009 №19/1,

В судебном заседании приняли участие представители:

от Заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов – Ярцев Ю.В. на основании поручения от 06.03.2015 №8-205-2014/3184;

от Территориального управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия - Черашев Р.В. на основании доверенности от 06.11.2014 (сроком на 1 год);

от общества с ограниченной ответственностью «Лесное»  - Коньков С.И. на основании протокола №1 от 01.09.2009;

от Управления Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Республике Мордовия - представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещен надлежащим образом.

Заместитель прокурора Республики Мордовия обратился в арбитражный суд в защиту интересов Российской Федерации и публичных интересов. В качестве материального истца указано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, которое вступило в дело и поддержало требования прокуратуры.

Иск предъявлен к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и к обществу с ограниченной ответственностью «Лесное».

Процессуальный и материальный истцы просят признать недействительным дополнительное соглашение от 19.12.2011 к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 23.11.2009 №19/1, заключенное между Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и обществом с ограниченной ответственностью «Лесное».

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уточнил исковые требования, просил признать недействительным дополнительное соглашение от 19.12.2011 к договору аренды земельного участка от 23.11.2009 №19/1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по Республике Мордовия, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением от 19.11.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

Заявитель жалобы указал, что согласно статье 79 Лесного кодекса Российской Федерации предметом аукциона является право на заключение договоров аренды лесных участков, а не размер арендной платы. Характеристиками предмета аукциона являются местоположение лесных участков, площадь и границы лесного участка, объем подлежащих заготовке лесных ресурсов, обременения лесного участка, ограничения использования лесов, кадастровый номер лесного участка, виды и установленные лесохозяйственным регламентом параметры использования лесов. Размер арендной платы является ценой предмета аукциона, т.е права на заключение договора аренды лесного участка. Полагает, что вывод суда о том, что на торги была выставлена арендная плата по договору с ООО «Лесное» не соответствует закону.

Заявитель пояснил, поскольку осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды земельного участка исходили при заключении такого договора, договор может быть изменен.

Считает ошибочным вывод суда о том, что в данном случае стороны договора аренды пострадавшего лесного участка вправе изменить лишь срок действия договора аренды, либо расторгнуть договор аренды досрочно, а также о недопустимости изменения площади лесных участков также не соответствует закону.

В дополнении к апелляционной жалобе, заявитель указал, что исходя из положений статей 53.7, 74 Лесного кодекса Российской Федерации и статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и общество с ограниченной ответственностью «Лесное» заключили дополнительное соглашение от 19.12.2011 об изменении площади арендуемого лесного участка. Вместе с тем, из арендуемой площади не были исключены площади кварталов 58, 59, 72, 73  Барашевского участкового лесничества общей площадью 452 га, которые были пройдены огнем.

Прокуратура Республики Мордовия в материалы дела представила отзывы на апелляционную жалобу от 22.01.2015, от  15.04.2015 в которых указала на законность и обоснованность обжалуемого решения, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве указала, что представленные Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия доказательства, в частности, справка о затратах на тушение пожаров от 13.08.2010, сообщение к протоколу №24 о лесном пожаре, учетная ведомость о лесном пожаре от 13.08.2010 № 24, протокол № 14 к лесному пожару от 12.08.2010, согласно которым лесной пожар имел место в кварталах 1-9, 16-23, 30-36, 44-47, 57-59, 72, 73 общей площадью 2855 га Барашевского территориального лесничества, правомерно не приняты судом во внимание, поскольку они не соответствовали фактическим обстоятельствам дела и опровергались представленными истцом сведениями. Согласно представленной суду справки директора ГКУ РМ «Темниковкое территориальное лесничества» Ошкина Н.П. не пройдены лесными пожарами кварталы 91, 92, 98, 99, 105, 106, 112-115 общей площадью 1342 га. Данное обстоятельства подтверждается также его объяснением и представленной им справкой, согласно которым находящиеся в указанных кварталах леса относятся к эксплуатационным лесам (растут береза, осина, сосны), предназначенным для изъятия лесных ресурсов. Однако ООО «Лесное» отказалось от последующего использования данных лесных участков, исключив их одновременно с пройденными пожарами кварталами. Таким образом, квартала не пройденные лесными пожарами из договора аренды исключены необоснованно, вопреки требованиям части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом Минлесхоз РМ обоснованность исключения из договора аренды не пройденных пожарами лесных участков не доказал. В этой связи является недопустимым исключение из заключенного по результатам аукциона договора аренды части не пройденного пожарами лесного участка «под видом» лесных пожаров.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего полномочного представителя.

Судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы откладывалось определениями от 10.02.2015, 17.03.2015.

В судебном заседании 21.04.2015 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом объявлялся перерыв до 28.04.2015, после перерыва лица, участвующие в деле явку полномочных представителей не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу № 1 от 17.11.2009 о результатах аукциона общество с ограниченной ответственностью «Лесное» признано победителем аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, расположенного на территории ГУ «Темниковское территориальное лесничество», Барашевское участковое лесничество кварталы 1-3, 14-17, 28-30, 40-43, 55-56, 67-69, 78-82, 85-89, 93-96, 100-103, 108-110, 31-39, 44-52, 57-64, 70-77, 83-84, 90-92, 97-99, 104-106, 111-115 (площадью 10168 га).

Лесной участок подлежит использованию для заготовки древесины, заготовки и сбору недревесных ресурсов сроком 10 лет.

Начальная цена аукциона (размер арендной платы) установлена                         1 298 941руб. Эта же цена признана окончательным размером арендной платы (пункт 3 протокола).

По результатам аукциона между Министерством природных ресурсов Республики Мордовия (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Лесное» (арендатор) был заключен договор № 19/1 от 23 ноября 2009 года аренды лесного участка, состоящего из двух с условными номерами 13:20:249/2003:38 (площадь 4 180 га) и 13:19:249/2003:35 (площадь 5 988 га). Сроком действия договора до 23 ноября 2019 года (10 лет).

Пунктами 2.5., 2.6. договора предусмотрено, что арендная плата подлежит изменению при изменении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых согласно в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса, а также при изменении ежегодного объема лесопользования.

Договор прошел государственную регистрацию 29.12.2009.

19 декабря 2011 года ответчики заключили дополнительное соглашение к договору аренды № 19/1 от 23.11.2009.

Согласно преамбуле соглашения им вносятся изменения в разделы                  1-7, 9 договора аренды.

Пункт 1.1. договора изложен в редакции, согласно которой предметом аренды явились земельные участки с условными номерами 13:20249/2003:38 (площадь 3737 га), и 13:19:249/2003:35 (площадь 3761 га).     В пункте 1.3. соглашения перечислены кварталы выше указанных лесных участков.

Пункт 2.1. договора согласован в соглашении в редакции, согласно которой размер арендной платы за заготовку древесины уменьшен до                      979 770руб. в год.

Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия 07.02.2012.

Заместителя прокурора Республики Мордовия указывая на то, что соглашение от 19.12.2011 заключено в нарушение статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (без проведения соответствующего аукциона), обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из доказанности истцами факта того, что заключенное между ответчиками соглашение по существу направлено на предоставление ООО «Лесное» иного лесного участка в аренду в обход процедуры аукциона.

Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.

Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) (в редакции до 07.05.2013)  сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене, предложенной победителем.

Частью 4 статьи 87 ЛК РФ предусмотрено, что лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.

Следовательно, при заключении договора аренды лесного участка его стороны должны были предвидеть возможность изменения действующего в тот период лесохозяйственного регламента.

В силу части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 указанного Кодекса.

Таким образом, часть 2 статьи 74 названного Кодекса в указанной редакции, действовавшей на дату заключения оспариваемого соглашения, содержала специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключённого на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.

Следовательно, данной нормой исключается применение положений гражданского

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А43-32610/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также