Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А43-27035/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                                                       

13 апреля 2015 года                                                    Дело № А43-27035/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой О.Ю., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Стрельцовой Е.А, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Кстово Кстовского района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2015 по делу  № А43-27035/2014, принятое судьей Кабакиной Е.Е., по иску общества с ограниченной ответственностью «ТехСтройКорпорация» (ИНН 7743520115, ОГРН 1047796091529) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации г. Кстово Кстовского района Нижегородской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

при участии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «ТехСтройКорпорация» - Амелин А.С. на основании доверенности от 10.11.2014 (сроком на 1 год);

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от администрации г. Кстово Кстовского района Нижегородской области – представитель не явился, извещен надлежащим образом;

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области – представитель не явился, извещен надлежащим образом,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью «ТехСтройКорпорация» (далее – ООО «ТехСтройКорпорация», истец), г.Москва, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г.Москва, об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 26321,00 кв.м., расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Кстово, ул.Лесная, с кадастровым номером     52:25:0000000:23     равной   рыночной   стоимости   в   размере  3 537 000,00 руб., об обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.

Определением Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2014 дело                   №40-71931/2014  передано на рассмотрение Арбитражного суда Нижегородской области.

          Истец порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования,  просил установить и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 26321,00 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:25:0000000:23, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Лесная, равной рыночной стоимости в размере 18 270 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Кстово Кстовского района Нижегородской области (далее - Администрация, третье лицо), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Исковые требования мотивированы завышением кадастровой стоимости земельного участка.

Решением от 15.01.2015 Арбитражный суд Нижегородской области   удовлетворил исковые требования, установив кадастровую стоимость спорного  земельного  участка  равной  рыночной  стоимости   в   размере  18 270 000 руб.

Не согласившись с принятым по делу решением, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением и неправильным применением норм материального права.

По мнению заявителя апелляционной жалобы, вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки  земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 № 863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области».

Также заявитель указал, что с момента вступления в силу постановления Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» установленная судом кадастровая стоимость по состоянию на 01.08.2012 не будет иметь правового значения.

Представитель истца в отзыве и судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого решения, несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв (протокол судебного заседания от 07.04.2015).

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

          Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО «ТехСтройКорпорация» является собственником земельного участка с кадастровым номером 52:25:0000000:23, общей площадью 26 321,00 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельный участок для расширения производственной базы (для размещения промышленных объектов), расположенный по адресу: Нижегородская область, г.Кстово, ул.Лесная (свидетельство о государственной регистрации серия 52 – АВ №527563 от 05.06.2008).

          Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012г. №863  утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенного пункта г.Кстово Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.08.2012г.

          По результатам проведенной кадастровой оценки земель  по состоянию на 01.08.2012г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:25:0000000:23, установлена в размере 40 184 270 руб. 70 коп.

          Данная стоимость указана в кадастровой справке от 10.06.2014 о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью «Оценочная компания «Вета» от 27.10.2014 №02-03/14/1272-8 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:25:0000000:23, по состоянию на 01.08.2012 составила 18 270 000 руб. 00 коп.

В соответствии с экспертным заключением общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» №4570/2014 поименованный отчет от 27 октября 2014 года №02-03/14/1272-8 отвечает требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки.

Указывая на то, что кадастровая стоимость земельного участка завышена, чем нарушены права и законные интересы собственника земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 221-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу части 1 статьи 390 Налогового кодексе Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодексе Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (пункт 1 Правил). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).

Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.

Однако в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельных участков определена на основании постановления Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 № 863.

Между тем истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, из которого усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка и определенной рыночной стоимости.

Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011                     № 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, пришел к правомерному выводу, что достоверным и объективным доказательством при определении подлежащей установлению рыночной стоимости земельного участка является отчет ООО «Оценочная компания «Вета» от 27.10.2014 № 02-03/14/1272-8. Выводы оценщика не опровергнуты и сомнений у суда не вызывают.

С учетом изложенного не может быть признан состоятельным довод Администрации об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права.

Ссылка заявителя жалобы на принятие Правительством Нижегородской области постановления от 10.12.2014 № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» (вступило в силу с 01.01.2015) не имеет правового значения в рамках настоящего спора.

С целью совершенствования правового регулирования государственной кадастровой оценки в части процедур и сроков установления кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости Федеральным законом от 21.07.2014 № 225-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В частности, предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2015 по делу n А11-5465/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также