Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А43-24508/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

г. Владимир                                              

                                  

10 апреля 2015 года                                                     Дело № А43-24508/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   06.04.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено    10.04.2015

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.02.2014

по делу № А43-24508/2013,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интроник» (603000, г. Нижний Новгород, ул. Славянская, д. 2 А; ИНН 5260347540, ОГРН 1135260000281) о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 21.10.2013,

при участии в судебном заседании представителей:

администрации города Нижнего Новгорода – Шайфлер Е.В. по доверенности от 26.12.2014 № 01-478/Д сроком действия до 31.12.2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Интроник» (далее – ООО «Интроник», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода (далее – орган местного самоуправления) от 21.10.2013 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (шириной 5,76м, высотой 4,32м), по адресу: г.Нижний Новгород, проспект Ленина, около дома 79, на крыше торгового павильона. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение его прав.

Решением от 26.02.2014 Арбитражный суд Нижегородской области заявленные требования удовлетворил и признал незаконным оспариваемое решение администрации г.Нижнего Новгорода от 21.10.2013.

Одновременно суд обязал орган местного самоуправления в течение пяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу выдать ООО «Интроник» разрешение на установку рекламной конструкции с размерами информационного поля 5,76 х 4,32м по адресу: г.Нижний Новгород, пр-т Ленина, около дома 79, на крыше торгового павильона. Кроме того, суд взыскал с администрации г.Нижнего Новгорода в пользу ООО «Интроник» судебные расходы в сумме 14 000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г.Нижнего Новгорода обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы орган местного самоуправления указывает на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Орган местного самоуправления настаивает на том, что рекламная конструкция Общества не поименована в Правилах установки и эксплуатации рекламных конструкций как разрешенная в предполагаемой  территориальной зоне. Указывает, что рекламная конструкция, предполагаемая к размещению на крыше торгового павильона, имеет все признаки и характеристики стандартной рекламной конструкции, а не уникальной.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Интроник» выражает несогласие с позицией органа местного самоуправления, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 производство по делу приостанавливалось до принятия Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа судебного акта по делу №А43-24506/2013, изготовления его в полном объеме и размещения на сайте Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации.

Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 производство по делу приостанавливалось до принятия и вступления в законную силу судебного акта по делу № 2-12595/2014 по заявлению ООО «Лаваш» о признании недействующими пунктов 4.5.3, 4.5.4 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденных Решением Городской Думы Нижнего Новгорода № 119 от 19.09.2012.

В судебном заседании представитель администрации г.Нижнего Новгорода поддержал доводы апелляционной жалобы.

ООО «Интроник», о дате, времени и месте судебного заседания, извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.

Ранее в судебных заседаниях представитель Общества указывал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

При этом ООО «Интроник» направило в суд ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с подачей жалобы в Конституционный суд Российской Федерации на предмет соответствия пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ «О рекламе» Конституции  Российской Федерации.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство ООО «Интроник» о приостановлении производства по настоящему делу, с учетом мнения представителя органа местного самоуправления и, руководствуясь статьями 143, 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.

Установлено по делу, что 02.09.2013 ООО «Интроник» обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (медиа-фасад шириной 5,76м и высотой 4,32м) по адресу: г.Нижний Новгород, пр. Ленина, около дома 79, на крыше торгового павильона.

Решением от 21.10.2013 Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода отказал в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (медиа-фасад шириной 5,76м и высотой 4,32м) по адресу: г.Нижний Новгород, пр. Ленина, около дома 79, на крыше торгового павильона, мотивировав свое решение тем, что установка указанной рекламной конструкции приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода.

Не согласившись с решением органа местного самоуправления, считая его не соответствующим нормам действующего законодательства о рекламе и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции руководствовался статьями 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Нижнего Новгорода и исходил из того, что администрация г.Нижнего Новгорода не доказала законность и обоснованность оспариваемого решения.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6, пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Подпунктом 38 пункта 1 статьи 8, подпунктом 10 пункта 3 статьи 43 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 № 91, установлено, что к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, разделу 2 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации, утвержденного постановлением администрации от 21.06.2011 № 2376, Департамент образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности. Департамент является структурным подразделением администрации города; основными целями и задачами его деятельности в том числе являются: участие в формировании и проведении градостроительной политики администрации; регулирование градостроительной деятельности на территории городского округа город Нижний Новгород в пределах полномочий, установленных действующим законодательством; обеспечение условий осуществления градостроительной деятельности на территории городского округа в соответствии с основными принципами законодательства о градостроительной деятельности; обеспечение благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на территории города Нижнего Новгорода.

Поскольку оспариваемое решение подписано директором Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оно принято уполномоченным органом.

В силу части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Как предусмотрено в части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

К указанному в части 9 этой статьи заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу n А43-23839/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также