Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А43-22352/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияг. Владимир
30 марта 2015 года Дело № А43-22352/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2015. Постановление в полном объеме изготовлено 30.03.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А., судей, Смирновой И.А., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» Нижегородского регионального филиала (6030022, г. Нижний Новгород, ул. Кулибина, дом 3; ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 по делу № А43-22352/2013 принятое судьей Садовской Г.А. по заявлению открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 01.10.2013 № 924-ФАС52-07/13 о привлечении к административной ответственности, при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» - Полетаевой А.О. по доверенности от 08.11.2012 № 934 сроком действия три года, и установил: открытое акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» Нижегородского регионального филиала (далее – ОАО «Россельхозбанк», Банк, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее – Управление, административный орган) от 01.10.2013 № 924-ФАС52-07/13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2015 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований. Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Россельхозбанк» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решения суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Банк настаивает на том, что в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения. Кроме того, в данном случае имели место исключительные обстоятельства, позволяющие суду первой инстанции снизить размер назначенного по делу административного наказания. В отзыве на апелляционную жалобу антимонопольный орган указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В судебном заседании представитель Банка поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле. Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Установлено по делу, что 15.03.2013 в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства о рекламе уполномоченные лица Управления осуществили проверочные мероприятия в отделении ОАО «Россельхозбанк» по адресу: г.Нижний Новгород, ул. Варварская, д.27/8. В ходе проверки антимонопольный орган обнаружил распространяемую в телевизионном эфире и в отделениях Банка на территории города Нижнего Новгорода рекламу о проведении акции о предоставлении ОАО «Россельхозбанк» банковских услуг: «Кредит на миллион», которая содержала сведения о процентной ставке кредита 12,5% годовых. Усмотрев в действиях Банка нарушение законодательства о рекламе, постановлением от 06.05.2013 Управление возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В ходе проверки антимонопольный орган установил, что ОАО «Россельхозбанк», рекламируя услуги кредитования с процентной ставкой 12,5%, в действительности применяет повышенную процентную ставку 13,22%. Таким образом, выявленная реклама не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение. 19.08.2013 по итогам рассмотрения материалов дела комиссия Управления приняла решение № 435-ФАС52-07/13, которым признала рекламу, распространяемую ОАО «Россельхозбанк» в телевизионном эфире и в отделениях Банка на территории города Нижнего Новгорода, ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, 19.09.2013 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении Банка протокол № 924-ФАС52-07/13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 01.10.2013 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление № 924-ФАС52-07/13 о привлечении ОАО «Россельхозбанк» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 100 000 рублей. Не согласившись с принятым Управлением постановлением о привлечении к административной ответственности, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене. Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и состава в действиях Общества, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, соблюдения процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности. Выслушав представителя Банка, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. На основании пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 статьи 14.3, статьями 14.37, 14.38, 19.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе. В соответствии с положениями статей 33 и 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама. Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама. Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя. Согласно статье 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1). Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами. Применительно к рекламе банковских услуг положения части 3 статьи 28 Закона о рекламе устанавливают, что, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Следовательно, при наличии в рекламе услуг по кредитованию хотя бы одного из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на фактическую сумму доходов. Реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться ими, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы. Отсутствие каких-либо сведений об условиях вклада может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой. Закон о рекламе не предъявляет требования указать всю информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге). Из представленного в материалы дела расчета графика платежей, выполненного специалистами Банка по рекламируемой программе кредитования, а также письма ОАО «Россельхозбанк» от 29.07.2013 № 039-01-25/396 следует, что при оформлении кредита на сумму 1 000 000 рублей на срок 6 месяцев фактически расчет стоимости кредита производится по ставке 13,22%, а не 12,5% годовых как указано в рекламе. Кроме того, представленные Банком кредитный договор (соглашение) от 27.05.2013 № 1339001/0075 с заемщиком по рекламируемой процентной ставке 12,5% годовых, а также информационный лист (приложение к указанному соглашению) в совокупности свидетельствуют о том, что фактически процентная ставка составляет 13,24% годовых, а не 12,5% годовых в рублях как сообщалось в рекламе. При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что в действительности Банк не применял рекламируемую процентную ставку 12,5% годовых, поскольку фактически процентные ставки составляли 13,22% либо 13,24%, а рекламируемое в информационных сообщениях условие о процентной ставке по кредиту 12,5% не соответствует действительности. Процентная ставка по кредиту - это внутренняя норма доходности Банка по услуге предоставления денежных средств в кредит. Получение Банком внутренней доходности в размере 12,5% годовых достигается при выдаче заемщику суммы в размере 1 001 562 рублей. Однако Банк выдает кредит в размере 1 000 000 рублей, тем самым, повышая ставку нормы внутренней Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2015 по делу n А79-8811/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|