Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А43-27053/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, Березина ул., 4

http://1aas.arbitr.ru, e-mail: [email protected], тел. 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

«18» февраля 2015 года                                                Дело № А43-27053/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2015 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Смирновой И.А., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2014 по делу № А43-27053/2014, принятое судьей Леоновым А.В. по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лайф Косметикс НН»,                        г. Нижний Новгород, ул. Малая Покровская, д. 6/2, помещение 6,                                    (ОГРН 112526001825, ИНН 5260345976), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании участвует представитель:

  от Прокуратуры Нижегородской области (далее – Прокуратура) – Пискарев А.В. по поручению от 05.02.2015 №7-22/241-2014.

Общество с ограниченной ответственностью «Лайф Косметикс НН» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление № 13812), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.

Первый арбитражный апелляционный суд установил:

Заместитель прокурора Нижегородской области (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Лайф Косметикс НН» (далее – ООО «Лайф Косметикс НН», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование своего заявления Прокурор указал на нарушение обществом положений Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2014 в удовлетворении заявленного требования Прокурору отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Прокурор обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение.

В обоснование своей апелляционной жалобы Прокурор указал на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение последним норм материального права.

Прокурор считает, что общество с ограниченной ответственностью «Лайф Косметикс НН» осуществляло медицинскую деятельность по профилю «косметология» не имея лицензии.

Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, помощником прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода совместно с главным специалистом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Нижегородской области проведена проверка деятельности ООО «Лайф Косметикс НН» по адресу: г.Н.Новгород, ул.Малая Покровская, д.6, корп.2, на предмет соблюдения законодательства о лицензировании и об охране здоровья граждан. В ходе данной проверки проверяющие пришли к выводу о том, что Общество осуществляет диагностику приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, а так же информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.

По результатам проверки помощником прокурора составлен акт проверки от 05.09.2014.   

Усмотрев в действиях ООО «Лайф Косметикс НН» признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  прокурор Нижегородского района города Нижнего Новгорода 08.09.2014 вынес постановление о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, а заместитель прокурора Нижегородской области обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

Отказывая в привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из недоказанности прокурором состава вменяемого ООО «Лайф Косметикс НН»  административного правонарушения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде штрафа для юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом указанные отношения непосредственно касаются установленного государственного порядка и права на занятие той или иной предпринимательской деятельностью, на осуществление которой необходимо получение специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

В силу пункта 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии с пунктами 3-10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинской деятельностью является профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. При этом под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

В свою очередь, медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Выполнение медицинских вмешательств осуществляется только медицинскими работниками.

Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №291.

Согласно Приложению к указанному Положению в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности входит, в том числе, медицинский массаж и косметология.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.04.2012 № 381н утверждён Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 2 которого медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).

Пунктом 3 названного Порядка определено, что оказание медицинской помощи по профилю "косметология" включает: диагностику и коррекцию врождённых и приобретённых морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний; информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.

В целях обеспечения единой нормативной базы работ и услуг в здравоохранении на всей территории Российской Федерации приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации №1664-н от 27.12.2011 утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура).

Определение сальности кожи, определение фоточувствительности кожи, влагометрия кожи, эластометрия кожи относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности, которым присвоены коды А01.01.004, А02.01.003, А12.01.005, А12.01.006 и А12.01.007 соответственно.

Между тем действующий Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93), утверждённый постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28.06.1993 № 163 разграничивает платные услуги населению на бытовые и медицинские услуги.

Бытовыми услугами являются услуги, которые включены в группу 01 ОКУН. В нем содержится также группа 08 «медицинские услуги», в которую входит подгруппа 081500 «Услуги, оказываемые косметологическими подразделениями», куда входят «Услуги косметические» (код 081501).

По состоянию на 01.01.2014 в ОКУН включены, в том числе, такие услуги, как:

косметический комплексный уход за кожей лица  и  шеи, включая тестирование кожи, чистку, косметическое очищение, глубокое  очищение, тонизирование, гигиенический массаж, маску,  защиту, макияж,  подбор средств для домашнего ухода (код 019327).

При этом к медицинским услугам (код 080000) на основании Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93) отнесены услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500), в их числе: услуги косметические (код 081501), процедуры врачебные (код 081502), электрохирургия (код 081503), пластическая хирургия (код 081504).

Согласно сопроводительной документации к используемому в деятельности общества аппарату «AROMA SG» данный прибор является цифровой видеокамерой для системы анализа состояния кожи и волос со сменными увеличительными линзами. Данный аппарат предназначен для фотографирования кожи лица, кожи головы и волос с дальнейшим выводом изображения на компьютер. Указанная видеокамера предназначена для применения в косметических салонах и магазинах при консультациях по применению косметических средств.

С ее помощью возможно провести тест кожи, что согласно ОКУН является бытовой услугой.

На общих указаниях к цифровой видеокамере «AROMA SG» указано, что данная камера не предназначена для использования в медицинских целях.

В свою очередь, основным видом деятельности общества является, согласно уставу, розничная торговля косметическими и парфюмерными средствами.

Доказательств, подтверждающих оказание обществом услуг, содержащих элементы профилактики, диагностики или коррекции нарушений по профилю «Косметология» и относящихся в связи с этим не к бытовым, а именно к медицинским услугам, требующим лицензирования, прокурором в материалы дела не представлено.

Кроме того, в нарушение требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ ни в акте проверки от 05.09.2014 (л.д. 13), ни в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 08.09.2014 (л.д.9) прокурором не отражено когда и кому были оказаны

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2015 по делу n А39-3819/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также