Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А39-1662/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                            

29 января 2015 года                                                          Дело №А39-1662/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015.

В полном объеме постановление изготовлено  29.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия  на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.11.2014 по делу №А39-1662/2014, принятое судьей Насакиной С.Н. по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия о взыскании убытков с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» Рузаевского муниципального района, в сумме  263 694 рублей 27 копеек.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

18.11.2013 государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее – Управление, Пенсионный фонд, заявитель) проведена проверка достоверности сведений, предоставленных Нарайкиным Е.В., Надиным М.В., Мишакиной Е.Ш., Лукьяновым Д.В.  (далее – получатели пенсий), обучающимися  в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» Рузаевского муниципального района (далее – Учреждение, вечерняя  школа), в целях получения пенсии по случаю потери кормильца.

В ходе проверки Управление пришло  к  выводу, что  вышеуказанные  лица   обучались  в  вечерней  школе по очно-заочной форме обучения, тогда как в представленных указанными лицами справках, выданных вечерней  школой, содержались сведения об обучении указанных лиц по очной форме обучения.

В период с 27.01.2013 по 31.10.2013 Управлением на основании представленных получателями пенсий справок была назначена и выплачена пенсия по случаю потери кормильца в  общей  сумме 263 694 рубля 27 копеек.

Указанные факты отражены в акте  проверки от 18.11.2013.

Поскольку обучение по очно-заочной форме не дает обучающимся права на получение пенсии по случаю потери кормильца, представление вечерней  школой недостоверных сведений, по мнению заявителя, повлекло  перерасход средств на выплату трудовых пенсий в сумме 263 694 рублей 27 копеек, в связи с чем Управлением 10.01.2014 вынесены решения №7, 8, 9, 10 об установлении переплаты.  

На основании статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пенсионный  фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с Учреждения образования убытков в размере 263 694 рублей 27 копеек.

Решением от 13.11.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия  отказал в удовлетворении заявленного требования.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела,  неправильное применение судом норм материального права.

Управление не согласно с выводом суда о том, что наименование групп, в которых обучались Надин М.В., Нарайкин Е.В., Лукьянов Д.М., Мишакина Е.Ш.,  как заочных, не влияет на форму обучения, в которой  фактически осуществлялся образовательный процесс вечерней  школой.

По мнению заявителя, учебная нагрузка в группах, где обучались получатели пенсий, равная 14 часам (12 академических часа плюс 2 часа консультаций) в неделю, не соответствует учебному плану по очной форме обучения, установленному базисным учебным планом вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения. Количество учебных недель в году не может влиять на максимальный объем учебной нагрузки в неделю, которую учреждения образования обязаны предоставить обучающимся.

Таким образом, Пенсионный  фонд полагает, что общеобразовательные программы учащимися-получателями пенсии в Учреждении осваивались по очно-заочной (вечерней), либо заочной форме обучения, что не дает право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Учреждение  в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции  подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Закон №166-ФЗ) одним из видов социальной пенсии является пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона №166-ФЗ  (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №213-ФЗ) право на социальную пенсию имели постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

С 01.09.2013 право на социальную пенсию имеют дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 №185-ФЗ).

В силу статьи 13 Закона №166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях).

На основании статьи 25 Закона о трудовых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ходе проверки представленных обучающимися в вечерней школе сведений Управлением установлено, что в 2012-2013 учебном году             Нарайкин Е.В., Надин М.В., Лукьянов Д.В., Мишакина Е.Ш. обучались в заочных группах с очной формой обучения; учебная нагрузка в  указанных группах составляла 12 академических часов в неделю.

 Поскольку в соответствии с Базисным учебным планом вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 №322, максимальный объем учебной нагрузки по очной форме обучения в 10-12 классах равен 23 часам в неделю, Управление пришло к выводу о несоответствии учебной нагрузки групп, где обучались получатели пенсий, учебному плану по очной форме обучения.

В связи с этим заявитель посчитал, что фактически Нарайкин Е.В., Надин М.В., Лукьянов Д.В., Мишакина Е.Ш. обучались по заочной форме обучения, что не дает им право на получение пенсии по потери кормильца.

Статья 10 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об  образовании), предусматривала освоение образовательных программ в образовательном учреждении  в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной.

Цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе продолжительность обучения на каждом этапе обучения, режим занятий обучающихся воспитанников в обязательном порядке должны были указываться в Уставе образовательного учреждения, в силу пунктов 4, 5 части 1 статьи 13 Закона об образовании.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действовали единые федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7  Закона об образовании.

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении согласно статье 15 Закона   об образовании осуществлялась в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий.

С 01.09.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012                   №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон №273-ФЗ),  в статье 17  которого также  предусмотрено обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,  в очной, очно-заочной или заочной форме.

Организация образовательного процесса в вечерних школах, в которых обучаются лица в возрасте 15 лет и старше, по каким-либо причинам не получившие полное среднее образование, предусмотрена Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 №1237.

Организация образовательного процесса учебно-консультационных пунктов, классов (групп) с очно-заочной (вечерней), заочной формами обучения, создаваемых в установленном порядке в общеобразовательных учреждениях, осуществляется на основе Типового положения; общеобразовательные программы в учреждении осваиваются в формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната; допускается сочетание различных форм получения образования; условия и порядок освоения общеобразовательных программ устанавливаются Уставом учреждения; учреждение самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения, режима работы в пределах, определяемых Законом об образовании и Уставом учреждения; организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом, расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно (пункты 2-4, 20- 21 Типового положения).

Как следует из Устава вечерней  школы,  организация образовательного процесса строится на основе учебного плана, разрабатываемого  учреждением  самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.

Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются самостоятельная работа, групповые консультации и зачеты.

Судом первой инстанции установлено, что  группа 10 «А», в которой 2012-2013 учебном году обучались Нарайкин Е.В., Надин М.В. и                        Лукьянов Д.В. и 11 группа   «А»,  в  которой  обучалась Мишакина Е.Ш. - заочные группы с очной формой обучения в режиме трехдневной учебной нагрузки.

В 2013-2014 учебном году  Нарайкин Е.В., Надин М.В., Лукьянов Д.В. обучались в  группе  11 «А», Мишакина Е.Ш. - в группе  12 «А», являющихся   заочными группами с очной формой обучения  - с 9.00 час. до 12.15 час. по понедельникам, вторникам и средам.

Из содержания учебных и календарно-тематических планов, классных журналов указанных  выше групп,  расписания уроков за указанный период, судом  установлено, что получатели пенсий обучались по четырехдневной рабочей неделе (3 дня согласно расписанию занятий и 1 день консультаций - суббота) 14 академических часов (12 часов занятий и 2 часа консультаций) в неделю в первую смену - с 9.00 час. до 12.15 час.

С учетом изложенного суд установил, что продолжительность обучения получателей пенсий в  спорном  периоде составила 34 недели, что соответствует учебной нагрузке по очной форме обучения, предусмотренной уставом  учреждения.

Поэтому   суд  первой   инстанции пришел   к правильному  выводу  о том, что наименование групп, в которых обучались получатели  пенсий,  как «заочные» группы  не влияет на форму обучения, в которой учреждение фактически осуществляло образовательный процесс.

Доводам Управления о несоответствии учебной нагрузки групп, в которых  обучались получатели пенсий, учебному плану по очной форме обучения, ввиду несоблюдения установленного базисным учебным планом вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения максимального объема учебной нагрузки по очной форме обучения, судом первой  инстанции  дана  надлежащая  правовая  оценка.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный  приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 №322, определяет  в том  числе, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. При этом в  соответствии с базисным учебным планом вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения  максимальный объем учебной нагрузки варьируется от 23 до 26 часов в неделю, минимальный объем учебной нагрузки вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения им не установлен.

Кроме того, судом  обоснованно отмечено, что  законодательством  минимальный объем учебной нагрузки в целях разработки и применения учебного плана вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения законодательно не установлен.

При изложенных обстоятельствах, установление учреждением  учебной нагрузки по очной форме обучения исходя из продолжительности обучения 34 недели в учебном году требованиям  законодательства не  противоречит.

Доказательств   обратного  заявителем  не  представлено.

Суд первой   инстанции,  оценив  по  правилам  статьи  71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о том, что Нарайкин Е.В., Надин М.В., Лукьянов Д.В. и Мишакина Е.Ш. обучались в вечерней  школе по очной форме,  вследствие

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2015 по делу n А39-2898/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также