Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А11-3181/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                   

27 января 2015 года                                                          Дело №А11-3181/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015.

В полном объеме постановление изготовлено  27.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» (ОГРН 1093334002321, ИНН 3334014304,                       г. Муром) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.10.2014 по делу №А11-3181/2014, принятое судьей Новиковой Л.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Владимирской области от 31.03.2014 №05-07/43 по  делу  об административном правонарушении.

В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» - Левин О.В. директор  на основании  решения  единственного  участника  от 30.01.2014,  Крылова Т.М. по доверенности от 20.01.2015,  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Владимирской области – Харитонова И.А. по доверенности от 12.01.2015 №02-15/00012, Ефремова  Ю.А.  по доверенности от 21.05.2014 №02-10/17617.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

На основании поручения начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  №4 по Владимирской области (далее – Инспекция, административный орган) 17.03.2014 №25  проведена проверка общества с ограниченной ответственностью «Жилстрой» (далее – ООО «Жилстрой», Общество, заявитель) по вопросу использования платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов  при перечислении   наличных денежных средств, полученных от  плательщиков за период 24.12.2013 по 16.03.2014.

В ходе проверки Инспекция установила, что в нарушение требований пункта 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон №103-ФЗ) ООО «Жилстрой» не исполнило обязанность по использованию специального банковского счета при приеме  платежей, поступивших  от  платежного  агента - муниципального унитарного предприятия «Муниципальный центр жилищно-коммунального хозяйства округа Муром» (далее - МУП «МЦ ЖКХ», предприятие), поскольку Обществом не открыт специальный банковский счет в учреждениях банка.

По результатам проверки составлен акт от 24.03.2014 №32.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо Инспекции в присутствии   законного  представителя заявителя составило протокол об административном правонарушении от 25.03.2014 №130.

Рассмотрев материалы проверки, начальник Инспекции в присутствии законного  представителя Общества   вынес постановление по делу об административном правонарушении от 31.03.2014 №05-07/43, о привлечении ООО «Жилстрой»  к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Жилстрой»  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Арбитражный суд Владимирской области решением от 02.10.2014  отказал в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что МУП «МЦ ЖКХ» не является платежным агентом и положения Федерального закона №103-ФЗ на правоотношения с ООО «Жилстрой» не распространяются.

При этом Общество указывает, что МУП «МЦ ЖКХ» не принимает наличные денежные средства от потребителей коммунальных услуг. Они поступают на счет указанного предприятия из почтовых отделений и банков безналичным путем по платежным поручениям.

Общество также обращает внимание суда на то, что договор между МУП «МЦ ЖКХ» и ООО «Жилстрой» от 01.07.2013 на информационно-расчетное обслуживание не является договором с платежным агентом, поскольку предусматривает передачу ряда функций по управлению домами в МУП «МЦ ЖКХ» (прием платежей и перечисление их поставщику в полном объеме).

Таким образом, как полагает заявитель жалобы, ООО «Жилстрой» не обязано иметь специальный банковский счет для расчетов с МУП «МЦ ЖКХ» и неправомерно привлечено к административной ответственности.

В судебном заседании представители Общества поддержали  указанную  позицию.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения,  с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом №103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулируются Федеральным законом №103-ФЗ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона №103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации;

плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;

платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации,    или    индивидуальный    предприниматель,    осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

оператор  по  приему  платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

В силу пункта 1 статьи 3  Федерального закона №103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

На основании части 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона №103-ФЗ прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ, не допускаются.

Из  толкования положений статей 2 - 4  Федерального Закона №103-ФЗ следует вывод о том, что если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей, либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет поставщика.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, основной вид деятельности ООО «Жилстрой» - управление эксплуатацией жилого фонда. Применительно   к понятиям, определенным Федеральным законом №103-ФЗ заявитель   является поставщиком.

ООО «Жилстрой» (заказчик) заключило договор от 01.07.2013 №7 с МУП «МЦ ЖКХ», в соответствии  с которым  предприятие  принимает на себя обязательства по информационно - расчетному обслуживанию заказчика, включающему организацию приема денежных средств от населения при оплате услуг.

В соответствии с пунктом 1.8 данного договора для осуществления указанных операций  предприятие использует  специализированный  транзитный  счет  в кредитной организации в рамках  единой расчетной  системы, на  который поступают  денежные  средства  с назначением  платежа «оплата услуг», предназначенные  для немедленного перечисления в  адрес получателей (в данном  случае Общества) после  идентификации получателя платежа,  определенный  как  «сводный счет».   

Согласно выпискам по расчетному счету №40702810610170003042 за период с 24.12.2013 по 16.03.2014 ООО «Жилстрой» получило денежные средства в счет оплаты за содержание жилья, перечисленные  МУП «МЦ ЖКХ» на основании заключенного договора, в сумме  3 394 831 руб. 67 коп. При этом расчетный счет №40702810610170003042 не является специальным банковским счетом.

Материалами  дела   также  установлено, что   в  целях   исполнения    принятых  обязательств МУП «МЦ ЖКХ» 17.02.2014 заключило  договор с ФГУП «Почта России» (исполнитель),  в  соответствии  с которым исполнитель  по поручению заказчика принимает  на  себя обязательства  по приему платежей за коммунальные  услуги и   перечисляет их  на специальный банковский счет  заказчика.

Поэтому   суд   первой  инстанции   пришел  к правильному  выводу  о том, что    применительно к положениям  статьи 2 Федерального закона №103-ФЗ МУП «МЦ ЖКХ», оказывая на основании договора от 01.07.2013 №7 услуги по приему платежей от физических лиц через почтовые  отделения ФГУП «Почта России»   за жилые помещения и коммунальные услуги в пользу ООО «Жилстрой», выступает в качестве платежного агента (оператора  по приему  платежей).

Понятие сводного  счета, определенное  договором от 01.07.2013 №7,  не  противоречит  понятию  специального банковского счета.  

Поскольку перечисленные платежным агентом в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг платежи на специальный банковский счет поставщика не зачислялись, ввиду его отсутствия, вывод  суда   первой  инстанции  о   наличии  в действиях (бездействии) Общества  события   вменяемого   административного правонарушения  является  правильным.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства,  в материалы дела Обществом  не представлено.

Как   следует   из объяснений  законного  представителя  Общества при  составлении протокола,  неоткрытие  специального банковского  счета  для  зачисления  поступающих от МУП «МЦ ЖКХ»  денежных средств   физических лиц  в оплату   коммунальных  услуг обусловлено  отсутствием   информации  по  применению Федерального закона №103-ФЗ.

Из  объяснений  главного  бухгалтера  Общества, данных административному  органу  при проведении  проверки,  следует, что  при  осуществлении расчетов  с платежным  агентом (МУП «МЦ ЖКХ») заявитель  использует  банковский расчетный  счет, который не  является  специальным.  Отсутствие   специального  банковского  счета указанное лицо  объяснило  отсутствием  соответствующей информации.      

Следовательно, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО «Жилстрой»  состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 Кодекса.

Процессуальных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу n А43-14183/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также