Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А38-3517/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

г. Владимир

26 января 2015 года                                                   Дело № А38-3517/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  19.01.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено   26.01.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при   ведении    протокола    судебного   заседания    помощником    судьи

Гуськовой Д.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.10.2014

по делу № А38-3517/2014,

принятое судьей Фроловой Л.А.

по заявлению муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения  «Русскокукморский детский сад «Яблочко» (425200, Республика Марий Эл, Медведевский район, д.Русский Кукмор, ул.Пионерская, д.4; ИНН 1207005374, ОГРН 1021201051266) о признании недействительным пункта 1 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных  бедствий  по  Республике Марий Эл  от 07.04.2014 № 22/1/1-3,

без участия лиц,

и установил:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетного учреждение  «Русскокукморский детский сад «Яблочко» (далее – детский сад «Яблочко», дошкольное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных  бедствий  по  Республике Марий Эл  (далее – ГУ МЧС по РМЭ, надзорный орган, Управление) от 07.04.2014 № 22/1/1-3 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Решением от 22.10.2014 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленные требования, признал недействительным пункт 1  предписания ГУ МЧС по РМЭ от 07.04.2014 № 22/1/1-3.

Не согласившись с принятым судебным актом, надзорный орган обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

ГУ МЧС по РМЭ настаивает на том, что оно располагало правовыми основаниями для выдачи предписания, в том числе оспариваемого пункта 1 и суд сделал правильный вывод о наличии нарушения противопожарных норм и правил. В то же время, суд необоснованно посчитал, что надзорный орган был обязан указывать в предписании способ его исполнения.

В отзыве на апелляционную жалобу детский сад «Яблочко» выражает несогласие с доводами надзорного органа, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что в период с 11.03.2014 по 07.04.2014 на основании распоряжения руководителя отдела надзорной деятельности от 07.02.2014 № 22 уполномоченные лица ГУ МЧС по РМЭ провели выездную плановую проверку в отношении детского сада «Яблочко» с целью контроля соблюдения требований пожарной безопасности.

Результаты  проверки  зафиксированы  в  акте  проверки  от  07.04.2014

№ 22.

07.04.2014 по окончании проверочных мероприятий надзорный орган выдал дошкольному учреждению предписание № 22/1/1-3 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности: в детском саду «Яблочко» из помещений спален групп: старшая «Вишенка» (21 человек) и средняя «Рябинка» (20 человек) отсутствует второй эвакуационный выход, что является нарушением пункта 4 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ, пункта 3.12 СНиП 11-Л.3-71, пункта 5.2.12 СП 1.13130.2009.

Считая оспариваемое предписание в части пункта 1 незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»,  

Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановлением Правительства российской Федерации от 12.04.2012 № 290, СНиП 11-Л.3-71 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», СНиП 11-Л.3-62 «Детские ясли-сады. Нормы проектирования», СНиП 11-А.5-62 «Противопожарные требования. Основные положения проектирования», СП 1.13130.2009, приказом МЧС России от 28.06.2012 № 375 и исходил из того, что надзорный орган не доказал законность и обоснованность предписания в оспариваемой части.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 17 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

По смыслу данной нормы при наличии специальных правил, содержащихся в федеральном законодательстве о пожарной безопасности, регулирующих перечисленные вопросы, соответствующие общие положения Федерального закона № 294-ФЗ при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора не подлежат применению.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Рос­сийской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организа­циями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Рос­сийской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Согласно статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законода­тельством Российской Федерации, нормативными документами или уполномочен­ным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасно­сти - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также дейст­вовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содер­жащие требования пожарной безопасности.

В силу статьи 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соот­ветствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, му­ниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 6 Федерального закона № 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организа­ции обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц по­жарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противо­пожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ  ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законода­тельством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасно­сти возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся иму­ществом на законных основаниях, а также обеспечивающее первичные меры пожарной безопасности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от 08.08.2012 12-МР № 717045 здание детского сада, назначение- нежилое, 2-этажный, общая площадь 887, 6 кв.м, адрес: Республика Марий Эл, Медведевский район, деревня Русский Кукмор, ул.Пионерская, д.4, находится в оперативном управлении дошкольного учреждения (л.д.81).

Следовательно, детское учреждение должно обеспечивать соблюдение требований пожарной безопасности в занимаемом здании.

В статье 20 Федерального закона № 69-ФЗ указано, что техническое регулиро­вание в области пожарной безопасности осуществляется в

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2015 по делу n А43-13118/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также