Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А11-1510/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел. 44-76-65, факс 44-73-10

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                            

                                                                       

05 ноября 2014 года                                                       Дело № А11-1510/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Насоновой Н.А.,

судей                                            Тарасовой Т.И., Родиной Т.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,

при участии в судебном заседании:

от  ответчика (заявителя) - муниципального образования город Александров в лице администрации города Александров - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 60263);

от истца - открытого акционерного общества "Александровские коммунальные системы" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 60265);

от третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования:

департамента цен и тарифов администрации Владимирской области  - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 60267);

департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации Владимирской области - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела (уведомление № 60264),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Александров в лице администрации города  Александров на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2014 по делу №А11-1510/2014, принятое судьей Холминой И.Ю.,

по иску открытого акционерного общества "Александровские коммунальные системы" (ОГРН 1073339004307, ИНН 3301022356) к муниципальному образованию город Александров в лице администрации города Александров (ОГРН 1053303325679, ИНН 3301018670) о взыскании 1 527 031 руб. 07 коп., 

                                           У С Т А Н О В И Л:

           

открытое акционерное общество "Александровские коммунальные системы" (далее - ОАО "Александровские коммунальные системы") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к муниципальному образованию город Александров в лице администрации города Александров (далее - МО г.Александров) о взыскании 1 527 031 руб. 07 коп. (исковые требования изложены с учетом уменьшения суммы иска в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д.31, т.2).

Исковые требования основаны на статьях 15, 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 46 Конституции Российской Федерации и мотивированы тем, что в связи с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки, связанных с недопущением роста платы за коммунальные услуги в период с июля по декабрь 2013 года, истцу причинены убытки в заявленном размере.

Ответчик иск не признал.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2014 по делу №А11-1510/2014 исковые требования ОАО "Александровские коммунальные системы" удовлетворены: с муниципального образования город Александров в лице администрации города Александров за счет средств казны муниципального образования в пользу ОАО "Александровские коммунальные системы» взыскан 1 527 031 руб. 07 коп. долга, а также судебные расходы.

Не согласившись с принятым решением, МО г.Александров в лице администрации города Александров обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным исследованием имеющих значение для дела обстоятельств.

Ссылаясь на постановление Губернатора Владимирской области от 19.07.2013 № 835 «О предоставлении гражданам дополнительных мер социальной поддержки, связанных с недопущением роста платы за коммунальные услуги о втором полугодии 2013 года более чем на 12%», соглашение № 77 от 31.07.2013 «О предоставлении компенсационных выплат, связанных с предоставлением  дополнительных мер социальной поддержки гражданам на оплату коммунальных услуг», соглашение № 29 С\13 от 30.07.3013 «О порядке возмещения организации коммунального комплекса выпадающих доходов, связанных с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки», заявитель указывает, что ОАО "Александровские коммунальные системы" обязано применять установленные тарифы для населения за коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение. Из отчета ОАО "Александровские коммунальные системы" следует, что истец применил на услуги горячего водоснабжения 105,67 руб., что не соответствует тарифу, установленному постановлением Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области № 34/2 от 30.11.2012 в размере 121, 91 руб. за 1 куб.м. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, судом не учтено.

Представители сторон и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В отзыве от 03.10.2014 Департамент цен и тарифов Владимирской области указал, что с жалобой не согласен.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, третьих лиц, по имеющимся доказательствам. В заявлениях от 22.10.2014 и 24.10.2014 стороны просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.         Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации  размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.     

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В пункте 4.1 части 1 статьи 17 указанного закона  установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в том числе и по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами на жилищно-коммунальные услуги и тарифами, установленными органом местного самоуправления для населения, осуществляется за счет средств местного бюджета.

Установлено, что 30.07.2013 между истцом (организацией) и ответчиком (учреждением) заключено соглашение № 29С/13 "О порядке возмещения организации коммунального комплекса выпадающих доходов, связанных с предоставлением гражданам дополнительных мер социальной поддержки".

Предметом соглашения является определение порядка возмещения организации из бюджета муниципального образования расходов, связанных с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных постановлением Губернатора области от 19.07.2013 № 835 "О предоставлении гражданам дополнительных мер социальной поддержки, связанных с недопущением роста платы за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года более чем на двенадцать процентов" (пункт 1.1 соглашения).

В силу пунктов 2.2, 2.3 соглашения организация осуществляет адресную помощь гражданам путем уменьшения оплаты за коммунальные услуги (отопление, горячее водоснабжение) по платежному документу на сумму дополнительной субсидии; предоставляет ежемесячно в учреждение в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, реестр получателей адресной пополощи, связанной с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки гражданам, согласно приложению к настоящему соглашению.

Учреждение ежемесячно осуществляет перечисление средств адресной помощи гражданам на основании счета-фактуры, акта оказания услуг на расчетный счет организации, указанный в пункте 7 соглашения, в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным; осуществляет контроль за обоснованностью предоставления выплат дополнительных мер социальной поддержки гражданам (пункты 2.6, 2.7 соглашения).  

Согласно пунктам 5.1, 5.2 соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31.12.2013, распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.07.2013.

Факт оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, объем и стоимость оказанных услуг, подтверждаются материалами дела. В период с июля по декабрь 2013 года истец предъявил ответчику на оплату счета-фактуры на общую сумму 3 613 339 руб. 56 коп., которые последним оплачены частично.

Между тем в силу прямого указания поименованных нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения льготного тарифа обязан был обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.

По сведениям истца сумма долга составляет 1 527 031 руб. 07 коп. Расходы, понесенные истцом в 2013 году в связи с принятием дополнительных мер социальной поддержки граждан, не были компенсированы соответствующим бюджетом.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве субъектов гражданского права определены Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами, юридическими лицами.

При утверждении для населения льготного тарифа, обязанность по возмещению экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги, лежит на органе местного самоуправления.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, при этом убытки определяются в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Расчет суммы убытков судом апелляционной инстанции проверен, и признан правильным. При этом суд учитывает, что заявлениями от 09.07.2014 и от 21.07.2014 истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований и просил взыскать с муниципального образования город Александров в лице администрации города Александров за счет средств казны муниципального образования 1 527 031 руб. 07 коп., исходя из тарифа на горячую воду в размере 121,91 рубля за 1 м3. В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что на услуги горячего водоснабжения истец применил тариф – 105, 67 руб., не установленный постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области № 34/2 от  30.11.2012, отклоняется как ошибочный.

      Таким образом, оценивая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Владимирской области по доводам апелляционной жалобы не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве безусловного основания для отмены судебного акта, не допущено.

      Руководствуясь статьями 110, 167, 176, 266, 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный  апелляционный суд

               ПОСТАНОВИЛ:

 

    

      решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.08.2014 по делу № А11-1510/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Александров в лице администрации города Александров - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

      Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                 Н.А. Насонова

 

Судьи                                                                                            Т.И. Тарасова

 

                                                                                                       Т.С. Родина     

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.11.2014 по делу n А43-13107/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также