Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А43-13601/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

31 октября 2014 года                                                      Дело № А43-13601/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2014.

Полный текст постановления изготовлен 31.10.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Родиной Т.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Зернопродукт» на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2014 по делу № А43-13601/2014, принятое судьёй Алмаевой Е.Н., в порядке упрощенного производства, по иску областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (ОГРН 1027301160963/ИНН 7303026530), г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью «Зернопродукт» (ОГРН 1025201288860, ИНН 5239005857), с. Хмелевицы Шахунского района Нижегородской области, о взыскании 155 582 руб.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, явку не обеспечили.

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.

Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее - ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Зернопродукт» (далее - ООО «Зернопродукт») о возмещении 155 582 руб. платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам, а также 5667 руб. 46 коп. расходов по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.08.2014 иск удовлетворен.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Зернопродукт» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Оспаривая законность решения, заявитель ссылается на неправомерное отклонение судом его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ООО «Росгосстрах», поскольку ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный при использовании транспортных средств, застрахована в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»,в подтверждение чему им представлены действующие полисы. Считает вред, причиненный автомобильным дорогам, страховым случаем.

По мнению заявителя, суд неправомерно отказал в рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

Заявитель пояснил, что в статическом состоянии автомашина и прицеп не взвешивались, что свидетельствует об отсутствии достоверных доказательств превышения нормативов нагрузки на оси транспортных средств.

ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области»  в отзыве возразило против доводов жалобы, сославшись на их несостоятельность, указав при этом, что взвешивание транспортного средства производилось на стационарном пункте. Просило о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Дело разрешается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного заседания, по имеющимся материалам дела.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.04.2013 на стационарном пункте весового контроля «Правый берег» областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» на автомобильной дороге «Казань - Ульяновск» - «Ульяновск - Самара» км 3+762 проведена проверка весовых параметров и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – КАМАЗ-53215N, государственный регистрационный номер Р316РВ/52, с полуприцепом СЗАП 8357, государственный регистрационный номер АЕ6704/52.

Собственником (владельцем) указанных транспортных средств является ООО «Зернопродукт».

Водителем транспортного средства на момент совершения правонарушения был Ершов В.Ю., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: поворот на Бирючевку – Лаишевское кольцо - Димитровградское шоссе – п.Мирный - граница Самарской области – Лаишевское кольцо – Дмитровградское шоссе – Мирный (пройденное расстояние 136 км), с нарушением требований инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период.

Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов Ершовым В.Ю. не было представлено.

По факту выявленного нарушения сотрудниками передвижного пункта весового контроля составлен акт по определению размера вреда от 10.04.2013 № 2609, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.

29.11.2013 в адрес ответчика направлена претензия исх.№ 3496 с предложением в добровольном порядке возместить сумму в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.

Полагая, что ответчик обязан компенсировать вред, причиненный транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

 Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон №257-ФЗ) на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.

На основании пункта 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в том числе относится определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в том числе в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 30 Закона № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Согласно пункту 3 данной статьи для получения разрешения необходимо согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиненного таким транспортным средством.

Суд установил, что ответчик осуществлял перевозку груза без специального разрешения, выдаваемого уполномоченным органом для осуществления перевозки тяжеловесного груза, и внесения платы в счет возмещения вреда, причиненного такой перевозкой.

В силу частей 8, 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 утверждены «Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» (далее по тексту – Правила), в соответствии с пунктом 2 которых вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

При этом пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

В соответствии с приказом Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 26.02.2013 № 04 «О ведении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области» в период с 01 апреля по 30 апреля 2013 года введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области с превышением временно установленных допустимых нагрузок на оси.

Актом по определению размера вреда от 10.04.2013 № 2609 подтверждено, что 10.04.2013 водитель, управлявший транспортными средствами, принадлежащими истцу, с регистрационными номерами Р316РВ/52, АЕ6704/52 осуществлял перевозку груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, с превышением допустимой нагрузки на ось автомобиля без специального разрешения. Указанный акт подписан водителем Ершовым В.Ю. без замечаний. При проверке данного транспортного средства на пункте весового контроля выявлены превышения нагрузок на оси: на вторую ось – 8,72 тонны, на третью ось – 8, 395 тонны, на четвертую ось – 8,695 тонны, на пятую ось – 9, 025 тонны.

Взвешивание транспортного средства производилось работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов «Правый берег» - RW-P № 1 090134196, № 2 0901397, поверены 23.07.2012, свидетельство № 034201/13, в соответствии с пунктом 4 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 № 125 допустимая погрешность 2%.

Расчет суммы вреда произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2012 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» и Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934.

Размер вреда составил 155 582 руб.

Поскольку действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов и доказательств исполнения обязанности по внесению платы в материалы дела не представлено, то требование истца о взыскании с ответчика 155 582 руб.  обоснованно и правомерно удовлетворено судом.

Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для отмены решения.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Судом  рассмотрен  и обоснованно отклонен довод ответчика о том, что риск гражданской ответственности за причиненный в результате использования автомашины и прицепа третьим лицам вред был застрахован в ООО «Росгосстрах» в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», судом во внимание не принимается, поскольку указанный закон не распространяется на правоотношения, возникшие вследствие причинения вреда автомобильным дорогам транспортным средством при превышении его осевых нагрузок и осуществления перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения.

В связи с чем суд правомерно отклонил ходатайство ответчика о привлечении ООО «Росгосстрах» в качестве соответчика, либо третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Судом отклоняется ссылка на то, что на пункте весового контроля производилось только динамическое взвешивание, поскольку на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск - Самара» на выделенной полосе движения установлена система дорожного контроля СДК.Ам-01-2-2. Данная система предназначена для поосного измерения сил воздействия на дорожное покрытие и массы транспортного средства в движении и обеспечивает измерение осевых нагрузок, массы, межосевых расстояний и скорости движущегося транспортного средства. На основании предварительных результатов, полученных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2014 по делу n А38-3385/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также