Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n А38-1686/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                      

06 октября 2014 года                                                       Дело № А38-1686/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  29.09.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено   06.10.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Протасова Ю.В., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную  жалобу открытого акционерного общества «Красногорский завод «Электродвигатель» (425091, Республика Марий Эл, Звениговский район, пос.Красногорский, ул.Машиностроителей, д.1; ОГРН 1021200557740, ИНН1203003778)

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.07.2014

по делу № А38-1686/2014,

принятое судьей  Лежниным В.В.

по заявлению   открытого акционерного общества «Красногорский завод «Электродвигатель» о признании незаконным решения администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл от 03.03.2014 № 733,

без участия лиц,

и установил:

 

открытое акционерное общество «Красногорский завод «Электродвигатель» (далее – ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель», Завод, Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным изложенного в письме от 03.03.2014 № 733 решения администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл (далее – администрация Звениговского района, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 303 058 кв.м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001. Одновременно заявитель просил обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.

Решением Арбитражного суда Республике Марий Эл от 21.07.2014 Заводу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.

Завод считает, что является неправомерной позиция органа местного самоуправления о том, что ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» не относится к категории сельскохозяйственных организаций, в связи с чем у него отсутствует право на приобретение на праве собственности земель сельскохозяйственного назначения. В сложившейся ситуации нарушаются права и законные интересы Завода в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя.

Администрация Звениговского района в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения; ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что во исполнение постановления  администрации Звениговского района от 03.08.1992 № 166 Красногорскому заводу «Электродви­гатель» предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 30,38 га, включая 27 га - сельскохозяйственные угодья в виде пашни, что подтверждается свидетельством от 02.07.1992 № 81 на право постоянного (бессрочного) пользования.

Впоследствии в отношении указанного земельного участка проведены межевые рабо­ты, в результате которых 14.05.1993 ему присвоен кадастровый номер 12:14:0305001:1.

Согласно ка­дастровому паспорту от 20.01.2014 № 12/5001/2014-7180 земельный участок имеет площадь 303058 кв.м., категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства.

Заявлениями от 01.03.2011, 08.10.2012 и 05.09.2013 ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» обращалось в администрацию Звениговского района о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности.

Письмами от 22.03.2011, 08.11.2012, 26.09.2013 орган местного самоуправления предлагал Заводу представить доказательства наличия у него статуса сель­скохозяйственной организации и доказательства использования земельного уча­стка по его целевому назначению.

07.02.2014 ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель»  обратилось в администрацию Звениговского района с заявле­нием о предоставлении на праве собственности земельного участка площадью 303058 кв.м, кадастровый номер 12:14:0305001:1, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного хозяйства, расположенного адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, в восточной части кадастрового квартала 12:14:0305001, приложив необходимые документы.

Письмом от 03.03.2014 № 733 администрация Звениговского района, ссылаясь на положения пункта 7 статьи 10 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», предложила Заводу представить документы, подтверждающие наличие у него статуса сельскохозяйственного това­ропроизводителя.

Полагая, что изложенное в письме от 03.03.2014 № 733 решение органа местного самоуправления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, ОАО «Красногорский завод «Электродвигатель» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 13, 27, 42  Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и исходил из того, орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Таким образом, администрация Звениговского района является полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл, собственность на которые не разграничена.

В статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначения также основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.

В статьях 78, 79 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

С целью развития принципа сохранения целевого использования земельных участков, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ установлены следующие требования: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2014 по делу n А79-1590/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также