Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n А39-2042/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                           

«30» сентября 2014 года                                                    Дело № А39-2042/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 24.09.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи                 Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия,

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2014 по делу № А39-2042/2014, принятое судьей Насакиной С.Н. в порядке упрощенного производства

по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №3» недоимки по страховым взносам в размере 14254 рублей               18 копеек.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

Изучив материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственным учреждением - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – Управление) проведена выездная проверка Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница №3» (далее по тексту – Учреждение) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2013.

По факту выявленных нарушений Управлением в отношении Учреждения составлен акт от 20.08.2013 № 011/023/818-2013 и вынесено решение от 20.09.2013 № 011/023/818-2013 о привлечении Учреждения к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде взыскания штрафа в общей сумме 2933 рублей 81 копеек, в том числе: за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 1864 рублей 04 копеек, за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 584 рублей 66 копеек, за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 317 рублей 91 копеек, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 167 рублей 20 копеек (пункт 4 решения). Данным решением Учреждению начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с января 2010 года по август 2012 года в размере 3 082 рублей 36 копеек.

Также Учреждению предложено уплатить недоимку: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 9320 рублей 18 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 2923 рублей 32 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1589 рублей 53 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 836 рублей, а также суммы штрафов и пеней, указанные в пунктах 4, 5 решения от 20.09.2013 №011/023/818-2013.

Управлением в адрес Учреждения было направлено требование от 09.10.2013 № 011/023/818-2013 о погашении имеющейся задолженности по страховым взносам и пеней. 

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с Учреждения 14 254 рублей 18 копеек.

Решением от 28.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Управление ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Указывает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрена действующим законодательством, то соответственно, такая выплата подлежит обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке.

Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - органы контроля за уплатой страховых взносов).

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, впоследствии в редакции Федерального закона от 08.12.2010 №339-ФЗ слова "трудовой договор" заменены на словосочетание "в рамках трудовых отношений") и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ).

Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.

Как усматривается из материалов дела, доначисляя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6143 рублей 95 копеек, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 1998 рублей 72 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1160 рублей 92 копеек, страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 540 рублей 95 копеек, а также пени за их несвоевременную уплату, Управление исходило из того, что произведенная в период с января 2010 года по август 2012 года Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница №3" оплата дополнительных выходных дней, предоставленных своим работникам для ухода за детьми-инвалидами, в сумме 33325 рублей 25 копеек должна быть включена в базу для начисления страховых взносов на основании части 1 статьи 7 Закона №212-ФЗ и статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку данные выплаты произведены в рамках трудовых отношений.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей- инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Такой вывод суда соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 08.06.2010 №1798/10 по делу №А71-3574/2009-А31.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.

При таком правовом регулировании оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в том числе пункта 1 части 1 статьи 9, обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит.

Изменения, внесенные в статью 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Федеральным законом от 08.12.2010 №339-ФЗ, не изменяют характера данных выплат. Указанные выплаты имеют характер государственной поддержки и не относятся по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Управления отсутствовали правовые основания для включения в базу для начисления страховых взносов с сумм выплат за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам учреждения здравоохранения для ухода за детьми-инвалидами в период с января 2010 года по август 2012 года в сумме 33325 рублей 92 копеек.

Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л :

 

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.07.2014 по делу № А39-2042/2014 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Судья

Т.В. Москвичева

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2014 по делу n А43-2688/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также