Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А79-1884/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

15 сентября 2014 года                                                    Дело № А79-1884/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2014.

В полном объеме постановление изготовлено 15.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горевой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.06.2014 по делу № А79-1884/2014,

принятое судьей Борисовым Д.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» (ИНН 2127009135, ОГРН 1022100967635) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 09.01.2014 № 13-12/4.

В судебном заседании приняли участие представители:

от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары  – Степанов Е.В. по доверенности от 27.02.2014 №05-19/57 сроком действия до 31.12.2014, Теллин Н.Л. по доверенности от 05.09.2014 №05-19/142;

от открытого акционерного общества «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» – Рыжевская Л.И. по доверенности от 14.04.2014 №41 сроком действия до 31.12.2014, Сорокин Д.Г. по доверенности от 01.11.2013 №88 сроком действия до 31.12.2014.

Исследовав материалы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Чебоксарский завод кабельных изделий «Чувашкабель» (далее - Общество)  по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, в том числе по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.07.2010 по 30.11.2012.

По результатам указанной проверки 15.11.2013 составлен акт № 13-12/169дсп.

Рассмотрев в присутствии представителей Общества акт выездной налоговой проверки от 15.11.2013 № 13-12/169дсп и иные материалы налоговой проверки, заместитель начальника Инспекции принял решение от 09.01.2014 № 13-12/4, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 105 794 рубля, по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 110 968 рублей.

Обществу также предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 2 115 896 рублей, по налогу на добавленную стоимость в сумме 141 346 рублей; начислены пени по налогу прибыль организаций в сумме 433 670 рублей 74 копейки, по налогу на доходы физических лиц в размере 16 396 рублей 32 копейки.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике от 28.02.2014 № 34, принятым по жалобе налогоплательщика,  решение Инспекции от 09.01.2014 № 13-12/4 оставлено без изменения.

Не согласившись с указанным решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 05.06.2014 частично удовлетворил заявленные требования и признал  недействительным решение Инспекции от 09.01.2014 № 13-12/4 относительно привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 105 794 рубля, предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 2 115 896 рублей, начисления пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 433 670 рублей 74 копейки; привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 66 581 рубль. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных Обществом требований, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой указала на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просила решение суда отменить в части признания решения от 09.01.2014 № 13-12/4 недействительным относительно привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 105 794 рубля, предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 2 115 896 рублей, начисления пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 433 670 рублей 74 копеек и принять по делу новый судебный акт.

В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на то, что Общество экономически не обосновало отнесение начисленной амортизации по всем объектам основных средств в состав косвенных расходов. Налоговый орган утверждает, что расходы в виде сумм амортизации являются прямыми расходами, которые можно отнести непосредственно на изготавливаемый продукт.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

        В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

        Согласно пунктам 1 и 2 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В пункте 2 статьи 253 НК РФ определено, что расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.

Пунктом 1 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 272 НК РФ амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259, 259.1, 259.2 и 322 названного Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 259 НК РФ сумма амортизации для целей налогообложения определяется налогоплательщиками ежемесячно в порядке, установленном настоящей главой. Амортизация начисляется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) при применении нелинейного метода начисления амортизации или отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества при применении линейного метода начисления амортизации.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 318 НК РФ, если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию определяются с учетом положений настоящей статьи.

Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

В статье 319 НК РФ предусмотрено, что в случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Как следует из решения от 09.01.2014 № 13-12/4, Инспекция пришла к выводу о занижении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в результате неправомерного отнесения Обществом в состав косвенных расходов амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве готовой продукции и подлежащим учету в составе прямых расходов, на сумму 10 579 479 рублей.

В ходе налоговой проверки Инспекцией произведен перерасчет прямых расходов Общества за проверяемый период по суммам амортизационных отчислений, определенных  на основании данных о выпуске готовой продукции в течение отчетного периода (месяца), об остатках незавершенного производства, доли остатков незавершенного производства на конец отчетного периода к общему объему произведенных затрат в течение периода.

Вместе с тем судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Общество в проверяемый период применяло метод начисления, линейный способ начисления амортизации.

Для целей налогообложения Обществом утверждена учетная политика, согласно которой расходы налогоплательщика, связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые и косвенные. В пунктах 5.1 и 5.2 Положения об учетной политике Общество утвердило перечень прямых расходов, в состав которых суммы начисленной амортизации не включены. Пунктом 5.3 Положения об учетной политике  предусмотрено, что к косвенным расходам относятся все иные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых в течение отчетного (налогового) периода.

В 2010 году начисленная амортизация по основным средствам,  непосредственно участвующим в выпуске продукции, по окончании каждого месяца в полном объеме относилась Обществом на расходы в целях налогообложения.

Установление такого метода распределения расходов Общество обосновывает спецификой производственного процесса кабельных  изделий. Так, судом первой инстанции установлено, что Общество является предприятием машиностроительной отрасли с широким номенклатурным рядом выпускаемой продукции. Процесс изготовления кабельной продукции включает в себя несколько стадий производственного цикла на разных участках. При этом основные средства Общества   задействованы в изготовлении разных видов продукции, поэтому выделить точную долю амортизационных отчислений по оборудованию по конкретному производственному процессу и изготовлению определенной продукции невозможно.

При таких обстоятельствах методика Общества по распределению  расходов, согласно которой амортизация относится к составу косвенных расходов, не противоречит положениям статей 252, 259, 272 и 319 НК РФ, учитывает специфику производственного процесса и имеет экономическое обоснование.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно признал оспоренное решение Инспекции недействительным в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату налога на прибыль организаций в виде штрафа в размере 105 794 рублей, предложения уплатить налог на прибыль организаций в сумме 2 115 896 рублей, начисления пеней по налогу на прибыль организаций в сумме 433 670 рублей 74 копеек.

         Убедительных аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.06.2014 по делу № А79-1884/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары – без удовлетворения.

          Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                   А.М. Гущина

 

Судьи                                                                          Т.В. Москвичева

 

                                                                                                В.Н. Урлеков

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2014 по делу n А11-2424/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также