Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А43-29252/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

01 сентября 2014 года                                               Дело № А43-29252/2013

Резолютивная часть постановления объявлена   25.08.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено    01.09.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Тепловые системы» (606008, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Октябрьская, д. 34 А; ИНН 5249128390, ОГРН 1135249004054)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2014

по делу № А43-29252/2013,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловые системы» о признании недействительным в части постановления администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области от 15.11.2013 № 232,

при участии в судебном заседании представителей:

общества с ограниченной ответственностью «Тепловые системы» - Гамзюль Н.Ф. на основании решения учредитель от 01.07.2013 № 1/13;

администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области – Миусской С.А. по доверенности от 15.08.2014 сроком действия один год; Лариной Т.В. по доверенности от 15.08.2014 сроком действия один год

общества с ограниченной ответственностью «ОкаГазСервис» - Фроловой Е.Ю. по доверенности от 22.08.2014 сроком действия три года,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тепловые системы» (далее – ООО «Тепловые системы», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 2 постановления (решение о заключении концессионного соглашения) администрации городского поселения рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области (далее – администрация пос.Решетиха, орган местного самоуправления) от 15.11.2013 № 232, которым утверждена конкурсная документация, устанавливающая:

1) требование к ООО «Тепловые сети» о наличии опыта реализации (в т.ч. привлечения средств) инвестиционных проектов в сфере строительства и (или) реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства;

2) условия концессионного соглашения:

- о долевой собственности на объект КС,

- срок действия КС - 2 года 7 месяцев,

- об объекте (тепловые сети), не имеющем описания и технико-экономических показателей и об отсутствии на стороне концедента предприятия, которому данные сети принадлежат на праве хозяйственного ведения;

3) проект концессионного соглашения, не соответствующий типовому соглашению.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью «ОкаГазСервис» (далее – ООО «ОкаГазСервис»).

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2014  Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Тепловые сети» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

В обоснование апелляционной жалобы ее заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

По мнению Общества, предусмотренные в пункте 2 постановления органа местного самоуправления от 15.11.2013 № 232 требования, нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель ООО «Тепловые сети» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители администрации пос.Решетиха в судебном заседании представили отзыв на апелляционную жалобу, выразили несогласие с позицией Общества, указали на законность обжалуемого судебного акта, просили оставить его без изменения.

Представитель «ОкаГазСервис» в заседании суда поддержал доводы органа местного самоуправления.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что постановлением от 15.11.2013 № 232 администрация пос. Решетиха решила провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования городское поселение рабочий поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области (пункт 1) и утвердила конкурсную документацию, в том числе условия концессионного соглашения (приложение № 1) (пункт 2).

Предметом открытого конкурса являлось право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (зданий котельных с оборудованием, реконструкция тепловых сетей), расположенных на территории муниципального   образования   городское   поселение   рабочий   поселок Решетиха Володарского района Нижегородской области, в целях строительства, реконструкции и эксплуатации (производство, передача, распределение и сбыт тепловой энергии потребителям) объектов теплоснабжения.

Подача заявок осуществляется в срок с 24.11.2013 по 13.01.2014 до 11 час. 00 мин., вскрытие конвертов назначено на 13.01.2014 в 11 час. 00 мин., предварительный отбор на 13.01.2014 на 11 час. 30 мин.

Для участия в конкурсе подали заявки ООО «Тепловые сети» и ООО «ОкаГазСервис».

Согласно протоколу конкурсной комиссии администрации пос. Решетиха от 13.01.2014 № 2  Общество признано не соответствующим требованиям конкурсной документации.

По результатам проведения открытого конкурса администрация пос.Решетиха (концедент) заключила концессионное соглашение с ООО «ОкаГазСервис» (концессионер), который прошел государственную регистрацию в органах Росреестра.

Посчитав, что конкурсная документация в части не соответствует нормам антимонопольного законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Тепловые сети» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта. Кроме того, избранный заявителем способ защиты прав не приводит к их восстановлению ввиду фактического проведения конкурса, заключения концессионного соглашения и его частичного исполнения.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

-несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений предусмотрены в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заявитель в обоснование своей позиции указывает на нарушение администрацией пос.Решетиха антимонопольного законодательства при разработке и утверждении конкурсной документации.

Вместе с тем, Общество не учитывает следующего.

Статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает в части 1, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Таким образом, в случае заключения концессионных соглашений не применяется антимонопольное законодательство  Российской Федерации  и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты  Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления органа местного самоуправления) до установления порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 настоящего Закона, конкурсы на право заключения договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Его целями являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В силу

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2014 по делу n А43-24861/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также