Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А79-552/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                

29 августа 2014 года                                                     Дело № А79-552/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2014.

В полном объеме постановление изготовлено  29.08.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Чувашавтодор» (ИНН 2130047821, ОГРН 1082130014812) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 23.05.2014 по делу № А79-552/2014, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с открытого акционерного общества «Чувашавтодор» 4 536 439 руб. 05 коп.

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Чувашавтодор» (далее – ОАО «Чувашавтодор», Общество, заявитель) осуществляет неорганизованный поверхностный сток на рельеф местности с территории водосбора (промышленных площадок), следовательно, в силу статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязано вносить плату за данный вид негативного воздействия на окружающую среду.

Обществом в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее – Управление, Росприроднадзор) были представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1 – 3 кварталы 2012 года.

В ходе проверки правильности расчетов Управлением доначислена плата  за негативное воздействие на  окружающую  среду по разделу 3 «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» (по производственной территории (при неорганизованном сбросе) в общей сумме 4 536 439 руб. 05 коп.

В адрес Общества было направлено требование от 21.06.2013          №05/16-2776 об уплате указанной  задолженности.  

Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 3 372 438 руб. 08 коп.

Решением от 23.05.2014 суд первой инстанции удовлетворил заявленные Управлением требования.

Общество, частично не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

По  мнению Общества,  суд  необоснованно  применил при  расчете пятикратный  повышающий  коэффициент за 1-3 кварталы 2012 года  в отношении 8 объектов, входящих в состав Шумерлинского ТПУ (филиала Общества),  поскольку  посчитал,  что у заявителя отсутствовало разрешение на  выброс, сброс  загрязняющих  веществ, размещение  отходов,  в  связи  с чем  вся  масса загрязняющих  веществ  определена  как  сверхлимитная.

Заявитель  считает, что  судом  ошибочно  определена сумма, подлежащая  взысканию за 1-3  кварталы  2012 года  в  сумме  2 119 502 руб.75  коп. По  мнению ОАО «Чувашавтодор» плата  за негативное воздействие на  окружающую среду за  1-3  квартал 2012  года  составляет 1 339 971 руб.67 коп. без применения повышающего   коэффициента.

При этом Общество отмечает, что оно обращалось 16.01.2012 в Управление за разрешением на  сброс загрязняющих веществ в водные объекты по 8 площадкам Шумерлинского ТПУ, но по независящим от заявителя причинам оно получено не было.

По  мнению ОАО «Чувашавтодор»  судом  необоснованно  указано, что в  составе документов, представленных в Управление  для  получения  разрешения,  отсутствовали нормативы  допустимых  сбросов,  утвержденные  в установленном порядке.

Общество   обращает  внимание   суда   на то, что  ранее,  по иным  объектам,  в  Управление представлялся  пакет  документов, аналогичный представленному  16.01.2012, и разрешение  на  сброс  было  им  получено.   

Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просило Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей  лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим  оставлению без изменения с учетом следующего.

В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона №7-ФЗ).

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона № 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.1994 №1428,  от 14.06.2001 №463) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).

Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).

Согласно пунктам 5, 6 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные воды, размещение отходов производства и потребления».

Нормативы платы в пределах установленных лимитов сбросов в пять раз выше нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов сброса.

Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, которые определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.

Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 данных Методических указаний).

Приведенное в Методических указаниях определение «неорганизованного поверхностного стока» не противоречит статье 16 Закона №7-ФЗ, в которой закреплен принцип платности негативного воздействия на окружающую среду в виде сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Указанными Методическими указаниями предлагается методика расчета платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водоемы с дождевыми, талыми, поливомоечными водами с промышленно-урбанизированных и иных территорий, когда отсутствует ливневая канализация и не может быть определен фактический сброс загрязняющих веществ.

В   целях  осуществления   своей деятельности Общество  эксплуатирует передвижные и 33 стационарных источника негативного воздействия на окружающую среду, а также транспортные средства. Данное обстоятельство подтверждается представленными обществом расчетами платы за 4 квартал 2011 года, 1-3 кварталы 2012 года, справками, приложенными к расчетам платы за спорный период, где отражается расход ГСМ.

Таким образом, в проверяемый период Общество использовало (в том числе с привлечением транспортных средств) промышленно-урбанизированные территории, поверхностный сток вод с которых загрязнен веществами производственного происхождения.

Поскольку специальное разрешение у Общества отсутствовало, суд обоснованно признал Общество лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Расчет размера платы  судом первой инстанции проверен и  признан обоснованным.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением требования о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду  в сумме 3 372 438 руб. 08 коп.

Доводу  Общества о неправомерности применения пятикратного повышающего коэффициента в отношении 8 объектов, входящих в состав Шумерлинского ТПУ филиала ОАО «Чувашавтодор», судом  первой  инстанции дана   надлежащая  правовая  оценка.

Судом  первой  инстанции  установлено, что при обращении  16.01.2012  в Росприроднадзор  с заявлением №18/36 о выдаче разрешения  на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по указанным  выше  объектам в  составе документов  отсутствовали утвержденные нормативы допустимых сбросов,  представление  которых  предусмотрено  пунктом 8.2  действовавшего в спорный  период Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 №288 (далее - Административный  регламент).

В соответствии с пунктом 4 указанного Административного регламента разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 Административного регламента в разрешениях на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количества загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, показатели сброса загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) (т/год; Бк/год) и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов; в пределах установленных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 по делу n А39-3554/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также