Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А39-4624/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

18 июля 2014 года                                                               Дело № А39-4624/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11.07.2014.

Полный текст постановления изготовлен 18.07.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Назаровой Н.А.,

судей Тарасовой Т.И., Насоновой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Торбеевского муниципального района Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.04.2014 по делу № А39-4624/2012, принятое судьей  Никишиной Т.Л. по иску общества с ограниченной ответственностью «АРДИСТРОЙ» " (ОГРН 1097746843897, ИНН 7706730273, г.Москва) к Торбеевскому муниципальному району Республики Мордовия (ОГРН 1021300660534, ИНН 1321114192, п. Торбеево Торбеевский район Республики Мордовия) о взыскании 52390 руб. 50 коп. задолженности, 226 968 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами,

при участии: от заявителя – Торбеевского муниципального района Республики Мордовия –Тулапина А.А. по доверенности от 02.12.2013 сроком действия один год;

от истца – общества с ограниченной ответственностью «АРДИСТРОЙ» - Менталя Д.А. по доверенности от 06.09.2013 сроком действия три года,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью "АРДИСТРОЙ" (далее – Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад "Ромашка" комбинированного типа" (далее –Учреждение), администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее – Администрация, ответчик) и Министерству финансов Республики Мордовия (далее – Министерство) о взыскании 1 500 317 руб. 50 коп., из них: 523 190 руб. 50 коп. задолженности за выполненные по муниципальному контракту № 2 от 27.08.2010 работы, 226 968 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решением от 14.03.2013 Арбитражный суд Республики Мордовия взыскал солидарно с учреждения и Торбеевского муниципального района Республики Мордовия (далее – Муниципальный район) за счет казны Муниципального района в пользу Общества 523 190 руб. 50 коп. задолженности, 226 968 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 14 001 руб. 59 коп. расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части иска отказал.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 решение суда Республики Мордовия от 14.03.2013 изменено: с Муниципального района за счет казны муниципального образования в пользу Общества взыскана задолженность в сумме 523 190 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 226 968 руб. 25 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 14 001 руб. 59 коп., в иске о взыскании с Учреждения и Министерства задолженности в сумме 523 190 руб. 50 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 226 968 руб. 25 коп. отказано.

Постановлением суда кассационной инстанции от 30.12.2013 отменены решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.03.2013, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу № А39-4624/2012 в части отказа в удовлетворении требования Общества к Министерству, в данной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Истец, с учетом принятых судебных актов по данному делу, письменным заявлением от 05.03.2014 об уточнении искового заявления  просил взыскать с Муниципального района за счет казны муниципального образования 523 190 руб. 50 коп. задолженности за выполненные по муниципальному контракту № 2 от 27.08.2010 работы, 226 968 руб. 25 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд определением от 05.03.2014 произвел замену ответчика - Министерства на Муниципальный район.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.04.2014 с Муниципального района за счет казны муниципального образования взыскано в пользу Общества задолженность в сумме 523 190 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 226 968 руб. 25 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 14 001 руб. 59 коп. 

Не согласившись с принятым решением, Муниципальный район обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Оспаривая законность судебного акта, заявитель указывает, что не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику. В ходе судебного разбирательства судом факт недостаточности денежных средств учреждения не устанавливался.

По мнению апеллянта, оснований для применения меры ответственности по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к Учреждению не имеется, поскольку финансирование ответчика на оплату муниципального контракта № 2 от 27.08.2010 не производилось, факт пользования чужими денежными средствами отсутствует.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

  Представитель истца в судебном заседании и в отзыве, представленном до начала судебного заседания, возразил против доводов жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой                 инстанции, 27.08.2010 между Учреждением (муниципальный заказчик) и Обществом (подрядчик) подписан муниципальный контракт № 2 на выполнение работ для муниципальных нужд, по условиям пункта 1.1 которого подрядчик обязался в установленный договором срок  выполнить работы по реконструкции двухэтажного здания Учреждения, а муниципальный заказчик - принять результат работ, который оформляется актом, подписанным обеими сторонами и представителями иных заинтересованных лиц (пункт 7.9 контракта), а также произвести оплату в течение 60 дней со дня подписания сторонами подтверждающих документов (пункт 2.3 контракта).

Цена контракта составила 10 546 381 руб., источником финансирования работ по спорному контракту является бюджет Торбеевского муниципального района, Республиканский бюджет Республики Мордовия (пункт 2.2 контракта).

Невыполнение заказчиком обязательств по оплате выполненных в рамках, послужило истцу основанием для обращения в суд.

Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 720 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы, связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы или обеспечить их оплату (часть 2 статьи 763 ГК РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", действующего в период исполнения контракта).

Факт выполнения Обществом предусмотренных контрактом работ подтверждается актом о приемке выполненных работ и справкой о стоимости понесенных затрат № 1 от 16.03.2011 на сумму 10 546 381 руб., подписанными представителями муниципального заказчика и подрядчика, актом рабочей комиссии, составленным представителями муниципального заказчика, подрядчика и администрации Торбеевского муниципального района РМ), от 16.03.2011, в котором указано, что комиссия после осуществления осмотра произведенных подрядчиком работ приняла решение о принятии выполненных работ с замечаниями, указанными в приложении 1 к акту, а также актом сдачи приемки строительно - монтажных работ от 25.03.2011, в котором  отражено, что перечень замечаний исправлен, иных замечаний нет.

Доказательств оплаты в полном объеме работ, выполненных Обществом, суду не представлено.

Оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности выполнения истцом работ и наличии задолженности за данные работы.

Суд также обоснованно указал, что собственником имущества Учреждения является Муниципальный район, к полномочиям которого относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дополнительного образования на территории муниципального района.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие с разрешением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

При заключении муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само муниципальное образование.

Поскольку Муниципальный район, обязанный осуществлять финансирование работ по муниципальному контракту, не выделил Учреждению денежные средства, необходимые для полной оплаты выполненных работ, Учреждение в спорных отношениях при заключении муниципального контракта действовало от имени и в интересах муниципального образования, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца задолженность в сумме 523 190 руб. 50 коп. с Муниципального района за счет казны муниципального образования.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств (пункт 1 статьи 395 ГК РФ).

Истец начислил проценты за период с 16.05.2011 по 31.10.2012 на сумму задолженности по в  сумме  226 968 руб. 25 коп.

Произведенный истцом расчет судом проверен и признан обоснованным. Контррасчета заявленной к взысканию суммы процентов ответчик не представил.

Установив факт нарушения ответчиком денежного обязательства, суд обоснованно удовлетворил исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Ссылка на обязательное привлечение к ответственности самого Учреждения является необоснованной, поскольку в рассматриваемых отношениях Муниципальный район несет не субсидиарную ответственность, а в силу закона отвечает по обязательствам перед истцом за выполненные им работы по основаниям, изложенным выше.

Довод об отсутствии оснований для применения к Учреждению ответственности по статье 395 ГК РФ также не может быть принят во внимание, так как указанное лицо не является обязанным перед истцом. Доказательств наличия оснований для освобождения от ответственности Муниципального района не представлено.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.04.2014 по делу № А39-4624/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Торбеевского муниципального района Республики Мордовия – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий  судья   

Н.А. Назарова

 

Судьи

Т.И. Тарасова

Н.А. Насонова

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 по делу n А79-8673/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также