Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А11-10028/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

«14» июля 2014 года                                                 Дело № А11-10028/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2014.

Полный текст постановления изготовлен 14.07.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2014 по делу №А11-10028/2013, принятое судьей Батраковой Е.Н.

по заявлению администрации Меленковского района о признании незаконными и отмене пунктов 2 и 3  предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области от 05.08.2013 № 12/3/9-3.

В судебном заседании принял участие представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области – Данилов И.И. по доверенности от 28.02.2014.

Администрация Меленковского района, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя для участия в судебном заседании не направила.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Управлением надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области проведена внеплановая выездная проверка администрации Меленковского района  Владимирской области (далее – Администрация) на предмет исполнения ранее выданных предписаний по итогам плановой проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 05.06.2012 № 11/4/11-13 и в области гражданской обороны от 05.06.2012 № 8/3/8-10.

По результатам проверки 05.08.2013 составлен акт и выдано предписание № 12/3/9-3, пунктами 2 и 3 которого Администрации в срок до 03.02.2014 предписано:

создать и оснастить курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне. Организовать их деятельность (часть 2 статья 8 Федерального закона от 12.02.1998 «О гражданской обороне», подпункт «в» пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841);

создать материальные резервы в целях гражданской обороны в соответствии с утвержденной номенклатурой (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 «О гражданской обороне», пункты 3, 4, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 №379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»).

Не согласившись с указанными пунктами предписания от 05.08.2013 №12/3/9-3, Администрация обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным в данной части.

Решением от 04.04.2014 суд удовлетворил требования Общества в части и признал пункт 2 предписания от 05.08.2013 № 12/3/9-3 незаконным. В удовлетворении остальной части требований Администрации отказано.

Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской обратилось (далее – Управление), не согласившись с решением суда в части удовлетворения требований Администрации, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просило решение суда в указанной изменить.

Управление утверждает, что Муниципальное казенное учреждение  «Управление по делам ГО и ЧС округа Муром», где проходят обучение должностные лица Администрации, не имеет соответствующей лицензии и проводит обучение согласно примерным программам, разработанным с учетом особенностей соответствующего муниципального образования округа Муром.

В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.

Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация не возразила против проверки законности судебного акта в обжалуемой Управлением части.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

        Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Закон № 28-ФЗ).

Согласно статье 2  Закона № 28-ФЗ одной из основных задач в области гражданской обороны является обучение населения в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона №28-ФЗ  органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны.

Согласно статье 6 названного закона Правительство Российской Федерации определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны (утверждено постановлением от 02.11.2000 № 841) (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения обучение населения в области гражданской обороны осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с использованием форм согласно приложению к данному Положению. Обучение является обязательным и проводится в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, в иных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан.

Одной из форм обучения в области гражданской обороны является повышение квалификации руководителей формирований и служб в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, и на курсах гражданской обороны (подпункт «а» пункта 3 названного приложения к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны).

        В силу подпункта «в» пункта 5 Положения органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований   создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность или обеспечивают повышение квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

        Из буквального смысла приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно избрать способ исполнения своей обязанности по подготовке и обучению населения в области гражданской обороны либо путем создания, оснащения курсов  гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне, либо путем обеспечения повышения квалификации должностных лиц и работников гражданской обороны муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию.

       Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что во исполнение постановлений главы Меленковского района от 15.01.2013 № 23 «Об организации обучения руководящего состава предприятий и служб ГО Меленковского района в учебно-методическом центре ГУ МЧС России по Владимирской области в январе 2013 года», от 20.09.2012 № 2630, от 27.08.2012 № 2502 «Об организации обучения руководящего состава предприятий и служб ГО Меленковского района в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Владимирской области в сентябре 2012 года» руководящий состав, руководители нештатных аварийно-спасательных формирований прошли обучение. Данный факт подтверждается копиями удостоверений лиц, прошедших обучение, выданных ГБОУ ДО ВО «Учебно-методический центр по ГОЧС Владимирской области» по программе руководитель спасательной службы М.О.

       Главой Меленковского района также принято постановление от 29.07.2013 №1123 по вопросам организации обучения работников Администрации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

        Постановлением главы администрации Меленковского района от 21.04.2009 № 507 созданы учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, утверждено Положение об учебно-консультационных пунктах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, разработан план учебно-консультационного пункта, журнал учета проведенных мероприятий на УПК.

       Данные факты Управлением не оспариваются.

       При таких обстоятельствах требования подпункта «в» пункта 5 Положения следует считать соблюденными Администрацией.

       Кроме того главой администрации Меленковского района 29.07.2013 принято  постановление №1123 «Об организации обучения работников администрации Меленковского района в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», которым предусмотрено обучение руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований на курсах гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Муниципальном казенном учреждении «Управление по делам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории округа Муром» согласно плана комплектования курсов.

        В подтверждение прохождения обучения Администрацией в материалы дела представлены:  информационное письмо от 22.11.2011, расписание занятий с руководителями сводных (спасательных) нештатных аварийно-спасательных формирований  Меленковского района, список руководителей, акт и счет за обучение на курсах, справки.

       Довод Управления о том, что учреждение, где проходят обучение должностные лица Администрации, не имеет соответствующей лицензии и проводит обучение согласно примерным программам, разработанным с учетом особенностей соответствующего муниципального образования округа Муром, является бездоказательным, в связи с чем во внимание судом апелляционной инстанции не принимается.

        С учетом изложенного суд первой  инстанции обоснованно признал пункт 2 оспоренного предписания незаконным.

Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба Управления  удовлетворению не подлежит.

       Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.

       Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.04.2014 по делу №А11-10028/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Владимирской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                   А.М. Гущина

 

Судьи                                                                          М.Б. Белышкова

 

                                                                                          В.Н. Урлеков

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2014 по делу n А43-3505/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также