Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2014 по делу n А79-7674/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

«23» июня 2014 года                                                    Дело № А79-7674/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2014.

Постановление в полном объеме изготовлено 23.06.2014.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Егоровой В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» (ИНН 5260080007, ОГРН 1025203016332) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.03.2014 по делу                           № А79-7674/2013,

принятое судьей Афанасьевым А.А.

по заявлению  Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород»        199 480 руб. 02 коп.,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике.

В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – Шокуров А.В. по доверенности от 23.04.2014 №457/14, Мшецян А.С. по доверенности от 13.06.2012 №480/12.

           Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

       Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» (далее – Общество) по месту нахождения филиала -  Чебоксарского линейного управления магистральных газопроводов  в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее – Управление) представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года.

        По результатам проверки представленных расчетов Управление доначислило Обществу плату за негативное воздействие на окружающую среду по неорганизованному сбросу вредных веществ в водные объекты в размере 199 480 руб. 02 коп. 

        Поскольку Общество не внесло причитающуюся с него плату в полном размере, Управление выставило требование от 21.06.2013 №05/16-2754 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов вредных веществ в водные объекты за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года.

        В установленный в требовании срок (до 10.07.2013) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в добровольном порядке не оплачена, в связи с чем Управление обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Общества платы в сумме  199 480 руб. 02 коп.

 Решением от 24.03.2014 суд удовлетворил требования Управления.

 Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, в связи с чем просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

        Общество утверждает, что эксплуатируемые им газораспределительные станции (ГРС) не являются промышленными площадками, с территории которых происходит поступление в дождевые и талые воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственного бытового происхождения.

         Заявитель апелляционной жалобы считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства  присутствия в естественном стоке дождевых и талых вод загрязняющих веществ.

         Представители Общества в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней приведенным.

        Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике отзыв на апелляционную жалобу не представило.

         Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике и Управления.

         Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной   жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее –Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

 Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду.

 К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок).

Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2006 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Расчет платы за негативное воздействие за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты производится природопользователями с учетом Методических указаний, утвержденных  Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998.

Данные Методические указания определяют неорганизованный поверхностный сток как вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

       Пунктом 1.2 Методических указаний установлен порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей в зависимости от функционального ее использования.

       Согласно пункту 1.3 Методических указаний неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса.

В соответствии с пунктом 1.4 данных Методических указаний принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток.

        Следует учитывать, что Методические указания не изменяют положений законодательства, которыми устанавливается плата за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, а понятие неорганизованного стока не противоречит постановлению Правительства РФ от 12.06.2006 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

 Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по бесперебойной транспортировке газа, эксплуатации, строительству и ремонту магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, компрессорных и газораспределительных станций  и других видов специального оборудования.

         В указанных целях Общество осуществляет эксплуатацию газораспределительных станций (ГРС), которые представляют собой совокупность технологического оборудования и систем для регулирования давления и расхода, очистки, подогрева и одоризации (при необходимости), а также измерения количества газа перед подачей его в газораспределительную сеть.

         В состав газораспределительных станций входят основные технологические узлы: переключения, очистки газа, предотвращения техногенного гидратообразования, редуцирования давления, измерения и коммерческого учета расхода газа, одоризации, средства связи, устройства телемеханики, электроосвещения, отопления и вентиляции, защиты от коррозии технологических трубопроводов и коммуникаций. Сооружается на газопроводе отводе и предназначена для подачи промышленным предприятиям и населенным пунктам обусловленного объема газа с определенным давлением, степенью очистки, одоризации и измерения объемного расхода газа, а при необходимости, контроля качественных его показателей.

       Судом по материалам дела установлено, что территории газораспределительных станций отвечают критериям промышленных площадок, поверхностный сток вод с которых загрязнен взвешенными органическими и иными веществами. В результате деятельности газораспределительных станций осуществляется выброс вредных веществ. 

        Кроме того, загрязнение территорий газораспределительных станций и подъездных путей к ним нефтепродуктами происходит в связи с необходимостью обслуживания и ремонта оборудования данных объектов в том числе с  использованием автотранспорта.

Указанные территории не оборудованы системой ливневой канализации. Доказательства обратного в деле отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество является лицом, обязанным вносить плату за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока на рельеф местности с территории водосбора (промплощадок).

Проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности данного расчета.

Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие в размере 199 480 руб. 02 коп. заявителем апелляционной жалобы  не представлено.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Управления и взыскал с Общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду за 4 квартал 2011 года, 1-4 кварталы 2012 года в сумме 199 480 руб. 02 коп.

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на протоколы результатов контроля атмосферного воздуха не может быть принята во внимание, поскольку протоколы анализа природных вод зафиксировано наличие вредных веществ (нефтепродукты, хлорид-ионы, нитрат и нитрит-ионы).

Всем доводам Общества судом первой дана надлежащая правовая оценка, иных доводов, опровергающих законность выводов суда, в апелляционной жалобе не приведено.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

        В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.

 Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л :

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.03.2014 по делу № А79-7674/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Нижний Новгород» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

 

Судьи                                                                              М.Б. Белышкова

                   

                                                                                                         Т.В. Москвичева

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2014 по делу n А11-1836/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также